https://www.traditionrolex.com/8
<p>До наступления кризиса деловой туризм демонстрировал впечатляющие результаты: сотни миллионов поездок в год, многомиллиардные обороты, внушительные прибыли специализированных компаний. Конечно, в Беларуси никогда не было такого размаха, но это направление туризма развивалось и само по себе казалось туристическим фирмам очень перспективным. Через полтора года после начала экономических неурядиц положение в этом сегменте рынка стало по-настоящему плачевным.</p>

Ирина ШПАКОВСКАЯ

До наступления кризиса деловой туризм демонстрировал впечатляющие результаты: сотни миллионов поездок в год, многомиллиардные обороты, внушительные прибыли специализированных компаний. Конечно, в Беларуси никогда не было такого размаха, но это направление туризма развивалось и само по себе казалось туристическим фирмам очень перспективным. Через полтора года после начала экономических неурядиц положение в этом сегменте рынка стало по-настоящему плачевным.

ak «До прошлого года заниматься деловым туризмом было экономически интересно, –  рассказал Юрий Акудович, зам. директора турфирмы «Экспобизнестур», которая является партнером компании Deutsche Messe AG в Минске. – В год мы отправляли на разнообразные выставки около тысячи человек. Государственные структуры использовали такие поездки не только в целях маркетинга, но и в качестве поощрения отдельных сотрудников, коммерческие предприятия старались выбраться на выставку хотя бы на день, чтобы изучить новинки, найти новых партнеров. С началом кризиса произошел очень резкий отток клиентов: бюджеты сильно урезали, и теперь даже в качестве посетителей на выставки едет гораздо меньше фирм. В целом число деловых путешественников из Беларуси упало в 10 раз. Кто-то не поехал. Кто-то открыл себе годовую шенгенскую визу и решил организовать поездку самостоятельно. Почему-то считается, что так выйдет дешевле, хотя даже номер в отеле «от стойки» обойдется дороже, чем через турфирму, не говоря уже о том, что поездка может сильно потерять в качестве».

Несмотря на то, что деловой туризм на Западе довольно сильно потерял в прибыльности – многие бизнесмены стали экономить на шикарных гостиницах и vip-трансферах – он продолжает развиваться. Во время кризиса деловым людям пришлось еще сильнее активизироваться: искать новых партнеров, новые рынки сбыта. Белорусы же словно замерли на месте, шокированные тяжелой экономической ситуацией.

«У нас в год из государственного бюджета спонсируется порядка 20-ти международных выставок, – объясняет Юрий Акудович. – Только одна из них – Ганноверская промышленная выставка – постоянно с 1996 года, остальные каждый год меняются. Наши предприятия всегда были ориентированы на российский рынок: были контакты, связи, похожие требования к качеству, отсутствовал языковой барьер. Когда пришлось выходить на европейский рынок, многие столкнулись с проблемами. Одна из них – неумение работать на выставке так, как это принято в Европе, где даже на деловую встречу порой нужно записываться заранее. Здесь важна и регулярность – предприятие, которое только один раз приняло участие в выставке, никто не заметит. Однажды на промышленной выставке мы спросили соседей-итальянцев, сколько выставок те посещают ежегодно. Оказалось, что на такие мероприятия у них уходит 180–200 дней в году. У нас хорошо, если сотрудники предприятия хотя бы пару раз за год выехали. Белорусы только начали понимать, как использовать выставки в качестве инструмента продаж, и тут грянул кризис и начался спад. Если в прошлом году кто-то еще поехал искать новые рынки сбыта, то в нынешнем мы не досчитались и этих участников. Очень печально складывается ситуация со штрафами за несвоевременный отказ от участия предприятия в выставке. Я сейчас имею в виду не только туристическую выставку в Берлине – подобные прецеденты были и раньше на промышленных выставках. Конечно, штраф организаторы выставки не прощают, а так как  платить никто не собирается, то возобновить участие в ITB можно, выбрав другого коллективного организатора – пропускать  третий раз крупнейшую в мире туристскую выставку  нельзя. Раньше именно так ситуацию со штрафом и решали. Но о том, чтобы заявиться на выставку, нужно думать уже сейчас – заявки на участие принимаются за 9–6 месяцев».

Что касается въезда деловых путешественников в Беларусь, то в компании «Экспобизнестур» он увеличился на 20%. Правда, наш эксперт не считает это увеличение сколько-нибудь показательным: сказались многолетний опыт и связи с различными структурами, приглашающими гостей из-за рубежа.

«Кризис в Европе дна еще не достиг, – считает Юрий Акудович. – Европу еще долго будет лихорадить. После Греции финансовую помощь могут попросить Португалия, Испания, курс евро падает. Выставки становятся менее масштабными по количеству участников и посетителей. И пока ситуация в мире не изменится, деловой туризм в Беларуси будет находиться в довольно плачевном состоянии».

https://www.traditionrolex.com/8