Неопределенная ситуация с безвизовым въездом в Черногорию заставила поволноваться белорусских туроператоров в самом начале сезона. К счастью, разрешилась она благополучно и, что немаловажно, до апрельской туристической выставки, которая дает старт активным продажам. Как складывался сезон на направлении, хорошо знакомом белорусам, и каковы его перспективы в будущем, рассказывает Татьяна Шаматенко, директор компании «ТрейдВояж».
- Татьяна, как начинался сезон, учитывая, что ситуация с визовым режимом между Беларусью и Черногорией была не совсем ясна?
- Действительно, в октябре прошлого года истекло прежнее соглашение о безвизовых поездках наших граждан в Черногорию. К счастью, уже в марте мы узнали, что министерство иностранных дел обменялось нотами с властями Черногории, и безвизовый въезд в эту страну сроком до 30 дней будет осуществляться на основе туристических ваучеров. Возможно, это не слишком удобно для индивидуалов, посещающих родственников и друзей, но практически все белорусские турфирмы работают на этом направлении с компанией R-tours и на основе ее ваучеров. То есть для нас проблема была автоматически снята. Единственное, что пришлось учитывать в случае автобусных и автомобильных туров, - новый визовый кодекс ЕС, так как транзитные шенгенские визы в Черногорию мы открывали через посольство Польши, поэтому туристов мы сразу просили проверить срок действия паспорта. Достаточно успешно для этого направления прошла весенняя туристическая выставка: ее, как известно, очень ждут не только турфирмы, но и сами туристы. После выставки мы по количеству интересующихся нашим стендом людей, а также клиентов, оформивших туры, уже можем предполагать, как будет складываться сезон и продажи направления. В этом году практически все компании, работающие с черногорским направлением, запустили акцию раннего бронирования. В ее рамках туры забронировало очень большое количество людей, это отметили во всех турфирмах города. Безусловно, для нас это было очень удобно - мы заранее смогли настроить людей, когда им нужно принести документы для оформления транзитной шен- генвизы. В итоге в этом году работа с посольством складывалась абсолютно нормально, документы сдавали и получали четко в положенные сроки, так как все было достаточно масштабно продано в начале сезона. И далее глубина продаж была очень хорошей. К примеру, в начале июля туры на июль и август были проданы полностью. На сегодняшний день есть места на автобусный тур 2-17 сентября, почему-то он заполняется медленно, хотя все остальные даты - 11.09 и 20.09 - уже давно проданы. Это вторая такая дата для турфирм, первая была 1 июля, но мы заранее сориентировались, предложили туристам скидки, и автобус заполнился. Так будем действовать и с туром 2 сентября.
- Как продавались авиатуры по сравнению с автобусными?
- Так как средняя цена за автобусный тур с 10-дневным отдыхом на море и экскурсионной программой была от 280 до 400 евро, турфирмы за эти цепочки не волновались. Все знали, что эти туры купят, и действительно - продажи шли очень ровно и спокойно. Что касается авиатуров, то здесь ситуация складывалась следующим образом. Первый рейс заполнился очень быстро, но это и не удивительно - на него всегда выставляют очень привлекательные цены. Продажи второго рейса вызвали в турфирмах некоторую растерянность - видимо, контраст между ценами на первый и второй вылет смутил туристов, были небольшие проблемы. Проблемными датами для турфирм стали также 4 и 7 июля, но спад продаж в этот период, к сожалению, уже считается традиционным. В начале сезона бронировать авиатуры клиенты приходили примерно за неделю до вылета, но так как спрос на них был очень хороший, глубина продаж резко увеличилась - в июле уже продавались туры с вылетом в августе и сентябре.
- Нет ли опасений, что после такого спроса на направлении неминуемо наступит затишье и усталость от продукта?
Ресурсы Черногории на взгляд малознакомого с ней человека могут показаться ограниченными: в плане инфраструктуры, количества курортов, протяженности пляжной линии. Да, это не Италия, большая часть территории которой граничит с морем, а курорты развивались столетиями. Это туристическое направление развивалось фактически на наших глазах - и оно продолжит свое развитие. У этой страны есть свой клиент. Человек может съездить в Болгарию, насладиться сервисом, но местные пейзажи не так красочны. Черногория радует глаз, ее природа отлична от нашей. Недавно по телефону разговаривала с нашим партнером в Черногории - в стране сейчас благоприятнейшая погода, до 30°C, дует северный ветер, а к берегу пришли теплые течения. Вечером очень приятно пройтись по набережлю назад в Тиват только за один день приземлилось 60 самолетов из России - люди уезжают от пожаров. В Будве постоянно идет строительство - особенно заметно в этом сезоне: все больше отелей, новых вилл, всевозможных ресторанчиков. Причем практически в каждом кафе в Будве появился бесплатный Wi-Fi. В этом году для посещения открыли остров Святого Николая, который находится напротив Будвы. Раньше до него можно было добраться на катамаране, сейчас до острова курсирует водное такси. Остров облагородили, сделали пляж, парковую зону, окрыли кафе. В самой Будве открылось очень много новых магазинов и бутиков с итальянской одеждой. В итоге туристы в Черногории могут получить отдых в 2-3 раза дешевле, чем в Италии, но с прекрасным итальянским шопингом.
- Что происходило с ценами в нынешнем сезоне?
- Они остались на уровне прошлого года. До 15 июня поток туристов в страну был очень маленьким, черногорцы паниковали, что в этом году к ним никто не приедет, но снижать цены и не подумали. Только пляжи, которые раньше были платными, сделали бесплатными. Впрочем, когда поток увеличился, на туристах снова решили заработать и обязали их брать в аренду пляжное оборудование: два лежака и зонтик. В итоге в Будве осталось только около 30% бесплатных городских пляжей. На каждом - свои цены: Могрен - 9-12 евро за комплект, Маша - 15 евро, Яз - 6-7 евро, а та часть Яза, где был когда-то нудистский пляж, осталась бесплатной. Своим туристам в Будве мы рекомендуем именно эти пляжи. Для тех же туристов, кто хочет отдыхать совсем по-королевски, - это пляж Короля и пляж Королевы, которые находятся справа и слева от острова Святой Стефан (один из них бесплатный, на втором лежаки и зонтик стоят 25 евро, но после 15.00 - тоже бесплатно), и, конечно, пляж Милочер - это 100%-ный эксклюзив для тех, кто хочет полного уединения и комфорта.
Сами черногорцы говорят, что покупательная способность наших туристов упала. Меньше людей ходит в рестораны, меньше пользуется услугами такси, спрос на отельную базу в этом году уменьшился. Правда, на виллах есть все для комфортного отдыха. Очень довольны мы, к примеру, виллой «Гармония» - на нее в этом году не было никаких нареканий со стороны туристов. К тому же питание они, при желании, могли заказать в соседнем отеле «Александр»: завтрак - 5 евро, обед и ужин из трех блюд плюс местные напитки в неограниченном количестве - 6 евро. Хотелось бы посоветовать туристам, которые собираются в Черногорию, обязательно зайти в любой из местных национальных ресторанчиков или кафе, расположенных не на береговой линии, и заказать ассорти из морепродуктов. За 15-17 евро вы получите блюдо на 2-3 человек: вкуснейшую рыбу (несколько видов), креветки, кальмары, мидии. Стоит попробовать также салат из «хоботницы» - осьминога, черное ризотто, красное ризотто, «пунина паприка» - фаршированный запеченный перец и, конечно же, негушский стейк с пршутом и сыром (7-10 евро). Вообще, в Черногории все вкусно, качественно и недорого.
- На черногорском направлении в этом сезоне появились новые игроки. Конкуренция обостряется?
- Здесь ситуация такая же, как на любом другом направлении: есть основные игроки, появляются второстепенные, которые тоже на что-то претендуют. Время все ставит на свои места. Мы всегда проводим опрос туристов, которые едут в наши туры. На их основе мы можем следить за качеством услуг, фиксировать какие- то проблемы, а также оценивать правильность своей маркетинговой политики. Как правило, новые туристы обращаются к нам по рекомендации уже съездивших знакомых. То есть в лидерах в итоге останутся компании, которые работают лучше и эффективнее.
- Вы уже упоминали отличие Черногории от Болгарии. Эти направления, по сути, являются прямыми конкурентами. В чем преимущества и недостатки этих стран?
- Болгария как туристическое направление развивалось гораздо дольше, чем Черногория. Мне сложно даже сказать, что среди наших туристов пользуется большей популярностью - Турция или Болгария. В этом году по Болгарии было просто огромное количество предложений: от экономичных вариантов без питания до шикарных отелей, работающих по системе «все включено». Но, по моему глубокому убеждению, не может человек всю жизнь отдыхать только в Болгарии или Турции. В этих странах он будет привязан к конкретному пляжу, конкретному отелю. Черногория - это в первую очередь активный отдых. И экскурсионных возможностей она предоставляет гораздо больше. Наши туристы очень любят экскурсии в монастырь Острог и Бококо- торскую бухту, а молодежь всегда отдает предпочтение рафтингу по реке Тара. Но мы рекомендуем также обратить внимание на экскурсию «2 каньона - Тара и Морача». Это длительная экскурсия, немного дороже, чем остальные, зато за это время можно однозначно увидеть всю Черногорию от Скадарского озера до Жабляка. В последнее время здесь также очень активно развивается горный туризм. Можно в прямом смысле слова полазить по горам, но, конечно, не везде. Так, на Жабляке и Колашине разработаны пешие туристические маршруты по тем местам, где зимой проходят горнолыжные трассы. Здесь невероятно красиво, все утопает в зелени елей и сосен, температура 17-18 градусов - притом что внизу 30-32, много уютных ресторанчиков в деревенском стиле.
- Черногория стремится к вступлению в Евросоюз, и, возможно, нынешний сезон станет последним безвизовым для белорусских туристов. Как это отразится на направлении?
- Простому обывателю нереально ответить на вопрос, как будет складываться визовая ситуация между нашими странами - даже работники посольства и министерства иностранных дел не могут этого спрогнозировать. Я думаю, что все турфирмы, которые работают на направлении, сделают все возможное, чтобы безвизовый въезд сохранился или визы выдавались по упрощенной процедуре. Мы в этом заинтересованы не меньше туристов.
Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ