Анна БОДЯКО
Оригинальных и жизнеспособных бизнес-идей у инициативных молодых граждан, как правило, немало, а вот средств на реализацию проектов зачастую не хватает. Выходом для начинающих предпринимателей могут стать бизнес-инкубаторы - распространенная мировая практика создания тепличных условий для фирм, находящихся на начальном этапе развития. В похожих инкубаторах прошло детство таких компаний, как, например, Hewlett-Packard и Polaroid, а это, согласитесь, далеко не "цыплята". Осенью нынешнего года по инициативе Молодежной социальной службы туристский бизнес-инкубатор открывается в центре Минска, на улице Козлова, 7. Попытаемся разобраться, что же такое бизнес-инкубатор и на какие выгоды могут рассчитывать молодые и амбициозные предприниматели.
Бизнес-инкубатор для "чайников"
Одна из основных функций бизнес-инкубатора - минимизация затрат. Молодые фирмы объединяются под одной крышей, экономят на арендуемых площадях, создают общую инфраструктуру. Не секрет, что основная статья расхода начинающих компаний - аренда офиса. Бизнес-инкубатор предоставляет предпринимателям юридический адрес и небольшие оборудованные помещения площадью от 8 кв. м, а следовательно, затраты на аренду уменьшаются в 2-3 раза. Студентам, решившим открыть собственное дело, и вовсе предоставляются "горящие столы" - возможность начать бизнес на двух квадратных метрах. "Многие студенты профильных специальностей стажируются летом в турфирмах, имеют наработанную клиентскую базу и вполне в состоянии создать собственную компанию. Для них это идеальный вариант старта. По мере развития и расширения бизнеса предприниматель, начинавший с "горящего стола", может переходить на аренду одной-двух комнат, а после окрепшая полноценная фирма, выросшая в инкубаторе, уходит на вольные хлеба, освобождая место для следующего предпринимателя", - комментирует генеральный директор КУП "Молодежная социальная служба" Римма Епур.
Кроме того, все входящие в бизнес-инкубатор предприятия будут обслуживаться одним бухгалтером, юристом, секретарем - а значит, зарплата этим специалистам будет начисляться пропорционально с каждой фирмы, что, в свою очередь, позволит сэкономить немалую сумму. Обеспечивает бизнес-инкубатор своих "воспитанников" и офисной мебелью, оргтехникой, специализированными компьютерными программами. В области рекламы инкубированные предприятия тоже выступят единым фронтом и разделят тяготы затрат. Стоит, кстати, отметить, что фирмы-участники должны представлять разные, не конкурирующие между собой направления - это, помимо прочего, способствует притоку клиентов одних туристических компаний в соседствующие с ними фирмы. В бизнес-инкубаторе будет работать единая секретарская служба и менеджер, который сможет сориентировать клиента в многообразии компаний и вариантов отдыха и направить его к нужному предпринимателю.
Функции бизнес-инкубатора не исчерпываются минимизацией затрат и созданием благоприятного климата для роста молодых предприятий. Еще одна задача проекта - превратить начинающих руководителей в уверенных профессионалов турбизнеса. С этой целью на базе бизнес-инкубатора будут организовываться семинары по вопросам управления и организации деятельности субъектов малого предпринимательства и основ предпринимательской деятельности, проводиться консультации налоговой службы и банков. Предполагается, что входящие в инкубатор фирмы будут обслуживаться одним банком на льготных условиях: им будет предоставляться кредит с минимальными процентными ставками. Молодые компании будут располагать самой свежей и полной информацией о нюансах и изменениях законодательства
Как попасть в бизнес-инкубатор?
Чтобы стать участником бизнес-инкубатора, фирме необходимо соответствовать ряду условий: возраст ее руководителей не должен превышать 31 года, сама же компания должна быть вновь созданной или существующей не более года. Последнее означает, что проект может быть интересен не только тем, кто лишь задумывается об открытии собственного дела, но и компаниям, уже вышедшим на рынок, - бизнес-инкубатор может стать для них возможностью безболезненно пережить кризисный период. Как уже говорилось, туристические направления, предлагаемые входящими в инкубатор фирмами, не должны быть конкурентными: так, если одна из компаний предлагает горнолыжные туры в Австрию, другое предприятие не может заниматься этим направлением. Молодой руководитель должен представить бизнес-план, который будет рассмотрен создателями инкубатора.
Более подробную информацию можно получить в Молодежной социальной службе по телефонам 284-79-18 и 284-41-20. Руководитель проекта - Татьяна Папкович.