Владимир Булатов – глава туристической компании «Весь мир», председатель Ассоциации туристических агентств при Союзе предпринимателей и нанимателей им. Кунявского обратился в редакцию газеты «Туризм и отдых» и портала TIO.BY с просьбой опубликовать его предложения, направленные на выполнение специальной государственной программы «Маркетинг туристических услуг».
«Мы видим, что определенные шаги с целью пропаганды туристических возможностей Беларуси уже предпринимаются. Но каков будет эффект этих мероприятий без четкой программы?
На мой взгляд, надо все действия систематизировать, четко наметить пути к достижению цели, которая в масштабах страны звучит как наращивание экспорта туристических услуг, т.е. увеличение количества иностранных туристов.
Но как достичь успеха при минимальных финансовых затратах?
Задумаемся над вопросом: кто занимается поиском, привлечением, обслуживанием пока небольшого ручейка прибывающих в основном из России туристов? Ответ: турфирмы, санатории, агроусадьбы и гостиницы. Вот с ними и надо плотно взаимодействовать Министерству спорта и туризма: узнать, чем им помочь, какие конкретно им нужны рекламно-информационные материалы. Соответственно, нужно участвовать лишь в тех международных туристических выставках, которые необходимы организациям, занимающимся приемом.
Чтобы четко выстроить стратегию эффективного маркетинга в туризме, на мой взгляд, необходимо:
1. Провести научно-практическую конференцию с изданием материалов по теме «Въездной туризм», с приглашением представителей турбизнеса, преподавателей туризма и студентов. Появится банк идей, которые можно будет систематизировать и поэтапно претворять в жизнь.
2. Больше привлекать в качестве экспертов специалистов по приему иностранных туристов, тогда государственные деньги будут эффективнее тратиться на туристическую отрасль. У нас уже появились имена, известные всей стране: Галина Потаева, Валерия Клицунова, Мира Баран, Лариса Хмельницкая, Марина Кондрашова, Игорь Чернозипунников и др. Можно использовать в качестве экспертов и тех владельцев агроусадеб, которые с нуля создали турпродукт и успешно продвигают свой край.
3. Представителям Министерства спорта и туризма чаще выступать с планами на сайте TIO.BY – самом популярном ресурсе в сфере туризма.
4. Изучить опыт Литовской Республики по продвижению турпродукта.
5. Не тратиться на туристско-информационные центры за рубежом. На мой взгляд, они сегодня не эффективны. Затраты на их содержание превысят доходы. Обратите внимание – таких центров в Беларуси никто не открывает, а наши туристы тысячами, десятками тысяч едут в Турцию, Болгарию, Грецию, Польшу, на Кипр и в другие страны. При фактическом отсутствии внятного турпродукта туристско-информационные центры за рубежом не могут быть эффективными в принципе. Лучше эти деньги целевым образом выделить, например, на технологическое усовершенствование бизнеса тем фирмам и организациям, которые работают на прием. Эффект будет ощутимым!»