Исследования аналитической компании Nielsen показывают, что три четверти пользователей «Всемирной паутины» постоянно читают блоги и регулярно посещают социальные сети. Коммерческие компании по всему миру не преминули воспользоваться данным обстоятельством, открыв корпоративные страницы на самых популярных ресурсах. Среди таких «продвинутых» компаний обнаружилось и несколько туристических фирм из Беларуси.
Повышенный интерес к социальным медиа со стороны бизнесменов объясняется просто – в ситуации кризиса они становятся бесценным средством связи с клиентами. Корпоративные блоги и страницы в социальных сетях позволяют делиться информацией и сообщать новости в режиме реального времени, а их читатели и посетители часто первыми узнают обо всех акциях и специальных предложениях. Главное же свойство интернет-сообществ, которое делает их эффективным маркетинговым инструментом, – интерактивность: у компании всегда есть возможность не только высказаться, но и выслушать своих клиентов, потенциальных или постоянных.
«Идея открыть собственные «представительства» в социальных сетях у нас появилась давно, и начать мы решили с Facebook», – рассказала начальник отдела маркетинга компании «Санни Трэвел» Алеся Асаенок. Facebook – крупнейшая в мире социальная сеть, аудитория которой по самым скромным подсчетам составляет около полумиллиарда пользователей. В данный момент ресурс, созданный студентом Гарвардского университета Марком Цукербергом в 2004 году, находится на втором месте в рейтинге самых посещаемых интернет-ресурсов мира, составляемом Alexa.com, и уступает по популярности лишь вездесущему гиганту Google. При этом аудитория Facebook составляет 54% всех пользователей сети интернет. Что касается популярности Facebook в Беларуси, то в топ-100 ресурсов, которые чаще всего посещают белорусы, сайт занимает 14-ю строчку. На второй строчке в этом рейтинге, также после Google.com, расположилась социальная сеть «ВКонтакте» – российский клон Facebook.
«В самом ближайшем будущем мы планируем появиться на всех остальных популярных ресурсах, например, «ВКонтакте» или Twitter, – продолжает Алеся Асаенок. – Мы уже присутствуем на популярном сайте Одноклассники.ru, где сотрудники нашей компании создали специальную группу «Санни Трэвел». Основное содержание сообщений от «Санни Трэвел» во всех социальных сетях – новости об акциях и специальных предложениях».
Twitter – стремительно набирающая популярность система микроблогов, позволяющая пользователям вести короткие текстовые заметки. Каждый месяц ресурс посещают свыше ста миллионов уникальных посетителей, а всего микроблоги ведут десятки миллионов человек. Собственный микроблог Twitter есть у такого «монстра» мировой индустрии туризма, как концерн TUI. Ведет корпоративный «твит», как еще сокращенно называют микроблоги, и национальная латвийская авиакомпания airBaltic, которая к тому же может похвастаться широким кругом друзей в Facebook: примерно сорока тысячам пользователей «это нравится» – всегда быть в курсе событий, будь то очередная распродажа билетов или задержка рейса.
«Сервис Twitter не очень популярен в Беларуси, – считает Анастасия Гулько, специалист по связям с общественностью и рекламе греческого туроператора «Музенидис Тревел», – поэтому пока мы представлены в Facebook и «ВКонтакте». Наши корпоративные страницы – это отнюдь не витрины туров. Скорее, мы позиционируем их как консультации о Греции on-line. Причем нам совершенно неважно, придут к нам покупатели или нет, главное – показать профессионализм наших сотрудников. С помощью социальных сетей мы в первую очередь работаем над созданием положительного имиджа компании».
Любопытно, что «Санни Трэвел» и «Музенидис Тревел» – одни из немногих, кто зарегистрировался в социальных сетях под собственными именами. По словам Алеси Асаенок, довольно распространенное явление – страницы пользователей под именами «Скидки на туры во все страны мира» или «Горящие путевки», но кто именно скрывается по ту сторону монитора, остается невыясненным.
Как бы то ни было, туристические компании из Беларуси все чаще используют для продвижения бренда или турпродукта возможности социальных сетей и блоговых сервисов. О том, что работа с подобными ресурсами может принести отличные дивиденды, свидетельствует пример The Coca-Cola Company, рекламные объявления которой только за один день были показаны в Twitter 86 миллионов раз. Даже притом, что по рекламной ссылке перешли всего 6% посетителей, цифровую рекламную кампанию специалисты назвали фантастически результативной.