Телепрограмма: "Свидетели" - две истории"
"ЕГИПЕТ. ГОРЯЩИЙ ОТДЫХ"
(5, Сб, ОНТ, 15-00)
По данным Ростуризма только за десять месяцев 2010 года в Египте отдохнули 1 миллион 700 тысяч россиян. Это - самое популярное направление среди русских туристов. Многие из них уже сейчас задают себе вопрос: когда Египет снова станет безопасным для отдыха?
Туристы из России, возможно, самые смелые в мире. Крушение туристических автобусов, нападение акул, а теперь и военные действия нисколько не смутили наших граждан, желающих отдохнуть в Египте. Только категорический запрет на продажу туров остановил желающих насладиться all inclusive в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе.
Наша группа отправляется в опасное путешествие в Египет после революции. Сегодня для нас эта страна закрыта, но мы найдем способ рассказать, что сейчас происходит в Египте. Пойманы ли акулы-людоеды? Что творится в лучших гостиницах? И когда можно будет снова отдыхать в Египте?
В фильме появятся пострадавшие в результате катаклизмов в Египте. А также: жертвы автокатастрофы в Египте, пострадавшие от акул, русские жены арабских мужей, русские гиды, представители гостиниц, представители туроператоров и местных властей, а также эксперты из Роспотребнадзора.
Лучшие фильмы дня
«КОШЕЧКА»
(5, Сб, ОНТ, 23-10)
Россия, 2009, 95 мин., PG. Реж. –сцен. Григорий Константинопольский (сериал «Черная комната», «В гостях у $kazki»); в рол.: Михаил Ефремов (балерина Варечка), Александр Стриженов (жених Виктор Комаровский), Виктор Сухоруков (мальчик Сережа), Евгений Стычкин (писатель Павлик), Павел Деревянко и Юрий Колокольников (гости на свадьбе)
Жанр. Комедия. Или же, как ее представил автор -- «психоделическая комедия в четырех новеллах».
Аудитория. Едва ли кто из зрителей сомневается, что создана эта лента для «своих», а также некоторых кинофестивалей. Когда в конце прошлого века популярный клипмейкер и душа тусовок Гриша Константинопольский поставил кинодебют «8 ½ $» (с творческим покушением на шедевр Федерико Феллини), то подозрительно многие киноманы обрели себе кумира. Прошло всего 10 лет и Григорий создает свой второй кинофильм. К уже подчеркнуто «антиклиповой» «Кошечке» внимания средств массовой информации куда меньше, хотя Дуня Смирнова в программе «Школа злословия», буквально «тащится» от Миши Ефремова в образе старой и бешеной балерины… Почему я использую уменьшительные имена персон? Да потому, что для этого круга, таковое концептуально, да и настраивает на снисходительный лад.
Крупный план. Впрочем, вполне возможно, что годы спустя, авторы телепередач про актеров, сыгравших в «Кошечке» главные роли, будут активно использовать отрывки из него. Ведь лента построена на крупных планах и словно бы с задачей продемонстрировать лицедейские возможности четырех любимчиков масс. «Кино -- это зрелище. Суть в том, из чего его сделать. Мы сделали аттракцион из крупного плана хорошего артиста», -- раскрывает свои творческие секреты Константинопольский. Критики из разряда благодарных, находят в его замысле поклон трем великим деятелям театра. Во-первых, Чехову, обращая внимание на язык монологов; во-вторых, Шекспиру – ведь все роли, как в театре «Глобус», исполняют мужчины; а в-третьих, Станиславскому – потому, что в каждой новелле играет всего один артист. Роль для каждого из них, что экзамен, а задача -- дабы легендарное «Не верю!» -- не вырывалось из уст зрителей. Стоит заметить, что герои ленты -- очень разные люди, но их всех объединяет желание получить свой шанс. Более того, в финале картины четко выявляется логика замысла.
Коронный номер. В первом и наиболее нашумевшем из моноспектаклей -- «Бешеная балерина» -- мы знакомимся с 45-летней Верочкой. Она уже ушла со сцены, но и дома любит быть в образе, много времени проводить у станка и надеяться на лучшее будущее. О своей судьбе танцовщица повествует горько, но иронично, не гнушаясь употреблять и ненормативную лексику. Пунктирно ее речи звучат так: «Я пью, я курю. Мое тело скручено артритом. Одышка и боли. У меня нет детей, денег, друзей, поклонников. Если я умру, а причин для этого немало, мое тело найдут не скоро. Не-Ко-Му. Вы меня жалеете? Не спешите, лучше послушайте. 4 гражданских мужа и 3 аборта. Интриги, романы, в надежде получить главные роли. Вступила в партию (разумеется, коммунистическую) ради карьеры. Не была на похоронах отца – гастроли. К сожаленью, в Бога не верю. Пенсии хватает только на очень дорогой коньяк и прочие глупости, а потом приходится рыскать по мусоркам…». Верочка затрагивает и другие темы, но к чему все клонится, вам, надеюсь, понятно. По ходу просмотра не проходило ощущение, что действительно -- это круто, но ведь нудно. Играть балерину 45-летний Михаил Ефремов («Какраки»), ныне буквально расцветший актер, сначала не соглашался и советовал взять на эту роль его бывшую супругу Евгению Добровольскую, но в итоге поддался уговорам сыграл сам. Его дублером выступила балерина Дарья Лякишева.
Другие новеллы. Уставший играть матерых отрицательных героев, 57-летний Виктор Сухоруков («Брат») сразу и с удовольствием согласился сыграть в новелле «Странный сон» годовалого ребенка, мечтающего убить няню. Хотя еще не умеет ходить и полностью зависит от этой женщины, по его мнению – тупой твари. Виктор признался, что «счастлив, потому что «Кошечка» – это авантюрно, экспериментаторски, это битва со штампами». На кинопоказах уже само появление Сухорукова с соской во рту встречают восторженно, но, как мне видится, не особенно вслушиваясь в его речи. Другим звездам фильма было проще. Роли у них вполне традиционные, которые едва ли запомнятся. Александр Стриженов (новелла «Брак по расчету») изобразил распространенный ныне типаж деятельного гламурного неврастеника, а Евгений Стычкин (новелла «Кошечка, или от Автора») -- слегка чокнутого писателя в день выхода его романа. А вдохновение напрямую связано с кошечкой.
Производство. У каждой новеллы – свой оператор, причем, обязательно известный: В.Опельянц («12»), Л.Капанадзе («Отдамся в хорошие руки»), С.Мачильский («Человек, который знал все») и М.Осадчий («9 Рота»). Музыка В.Разумовского («Легенда острова Двид»). На съемки ушло 5 дней, производство же в целом заняло всего 3 месяца.
Прочая информация. В версии на DVD есть и пятая история «Крис-Мария ДеЛевьер». В ней снялись Светлана Иванова (девушка) и Г.Константинопольский (Боль). Авторы «Кошечки» метили на МКФ в Берлине, но не попали. Фильм-закрытие фестиваля «Кинотавр». На фестивале «Окно в Европу» (Выборг): специальный приз имени Саввы Кулиша «За творческий поиск», Приз Гильдии киноведов РФ с формулировкой «Кошечке», достигшей веса слона» и «Серебряная ладья» М.Ефремову. Сборы в России $35 тыс. Рейтинг IMDb -- 6,3/37 голосов. Рейтинг сайта «Кинопоиск» (РФ) – 6,7/588 голосов. **
«ВАНИЛЬНОЕ НЕБО» **
(5, Сб, БТ, 21-40)
Vanilla Sky, США – Испания, 2001, 136 мин., CD, R. Реж. Кэмерон Кроу («Джерри Магуайер», «Почти знаменит»); в рол.: Том Круз (Дэвид Эймс), Пенелопа Крус (София Серрано), Кэмерон Диаз (Джулианна Джанна), Керт Расселл (д-р Кертис Макейб), Тилда Суинтон (Ребекка Дирборн), Джонни Галецки (Питер Браун), Элишиа Уитт (Либби), Джейсон Ли (Брайан Шелби), Ноа Тейлор (Эдмунд Вентура), Тимоти Споллл (Томас Типп), Майкл Шэннон (Эарон), Элис Мари Кроу, Томми Ли (камео), Синди Кроу (камео), Стивен Спилберг (камео)
Психологический романтический триллер, события которого напоминают сон, но тщательно выстроенный, что позволяет драматургической мозаике мало-помалу сложиться в четкую картину. «Ванильное небо» – это высокобюджетная голливудская транскрипция знаменитого фильма испанца А.Аменабара «Открой свои глаза». Представляя эту ленту («TиO» №43/2002), я уделял внимание и римейку, обращая внимание на то, что европейская – авторская – трактовка мне показалась более интересной, как, впрочем, и многим другим киноманам (по рейтингу IMDb Аменабар опережает Кроу на балл). Однако и «Ванильное небо» заслуживает внимания. Хотя бы из-за обилия громких имен. Кстати, Аменабару предлагали самому переснять собственный фильм, но он не захотел повторяться. А вот звезда его ленты П.Крус такое предложение приняла, найдя достойную мотивацию. И действительно, вскоре мир зашумел о романе Пенелопы и Тома. Более того, «испанская приживалка в Голливуде» заявляла, что «чувствовала себя необыкновенно свежей»: «Мне показалось, что между фильмами и героинями получился некий диалог. Знаете, они как подруги, у них много общего, но это все равно две разные Софии. То, что имя героини не изменено, считаю символическим мостиком между картинами». Впрочем, не секрет, что подобные ответы часто являются своего рода рекламой.
Итак, будучи молодым, невероятно красивым и очень богатым, медиа-магнат Дэвид Эймс является живым эталоном перспективного жениха, и неудивительно, что такой успех у девушек позволяет ему избегать повторных встреч с ними. Однако это не всегда удается и приводит к большой беде. Влюбившись в Софию, плейбой оказывается жертвой отчаяния своей экс-пассии Джули. Находясь в ее автомобиле, Дэвид чудом остается в живых – после того как та, решив покончить с собой, на полном ходу врезается в дерево. Однако поврежденное при аварии лицо делает его уродом. Но София клянется ему в вечной любви, тем более что врачи обещают вернуть былые кондиции. Все могло бы вновь вернуться на круги своя, но судьба продолжает испытывать Дэвида на излом… По мнению критика В.Трофимова, «эта фантастическая история достойна пера Борхеса, но в американском варианте оказалась довольно неудачным синтезом жалостливой мелодрамы с сюрреалистическим триллером. Кроу хорошо знает, как разжалобить зрителя, однако не обладает визуальным даром. Поэтому его засахаренный стиль вызывает смешанные чувства уже с первых кадров, когда герой бредет утром по пустынному утреннему Нью-Йорку. А постоянная апелляция к знаменитой картине Клода Моне «Ванильное небо» кажется надуманным и опрометчивым режиссерским приемом. Круз все время демонстрирует улыбку чеширского кота, но образ человека с «чужим лицом», как у Кобо Абэ, ему дается с огромным трудом». А вот К.Тарханова акцентирует внимание на психологической стороне обращения Круза в урода: «Кроу мог слить что угодно и даже не размешать – главное, что на любой помойке факт остается фактом: красавчик Том легким движением руки превращается в урода. Для этого факта даже, наверно, лучше, что фильм невообразимый. Зритель будет четче и ярче все два часа смаковать, как выглядит ее идол. Благодаря невообразимым наворотам облик все время чередуется: ага, вот тут носик, глазки – все здорово, вот тут – масочка, сейчас мы ее снимем... А тут-то какой кошмар!!! Мама родная!!! Можно сравнивать и тащиться, что идол хотя бы в гриме, хотя бы только на пленке оказывается страшней любого простого зрителя. Значит, тоже грязь, как и все. Так приятно порою плюнуть в физиономию идола, так это расслабляет».
Сценарий К.Кроу по мотивам сценария Матео Гила и А.Аменабара. В записи музыки участвовал гитарист «Pearl Jam» Майк Маккриди. Номинация на «Оскар» и «Грэмми» за песню сэра Пола Маккартни «Vanilla Sky». Номинации на «Золотой глобус»: 28-летняя К.Диаз («Ангелы Чарли») и песня Маккартни. 38-летний Т.Круз («Миссия невыполнима») удостоен «Сатурна». Номинации: фантастический фильм, Диаз, грим и музыка жены режиссера Нэнси Уилсон, гитаристки группы «Heart». Номинации на «Golden Satellite»: песня Маккартни и песня «I Fall Apart» (Н.Уилсон – К.Кроу). Номинации на «ALMA»: Диаз и 26-летняя П.Крус («Обнаженная маха»), которая также претендовала на антипремию «Razzie». Сборы в США $100,6 млн. Сборы в остальном мире $102,8 млн. Сборы в России $1,4 млн. Бюджет $68 млн. Затраты на маркетинг $27 млн. Гонорар Круза $20 млн плюс 30% от прибыли. Гонорар Диаз $10 млн, а Крус – $2 млн. Гонорар 50-летнего К.Рассела («Танго и Кэш») – $5 млн. Он согласился сниматься, не читая сценария. Рейтинг IMDb – 6,9/92864 голоса. Надо же, мужская оценка на 0,4 балла выше женской. **
«ВЕРДИКТ ЗА ДЕНЬГИ» ***
(5 и 6, Сб и Вс, СТВ, 21-30 и 6-50)
Runaway Jury, США, 2003, 127 мин., CD, PG-13. Реж. Гэри Фледер («Чем заняться мертвецу в Денвере», «Пришелец»); в рол.: Джон Кьюсак (Николас Истер), Джин Хэкмен (Рэнкин Фитч), Дастин Хоффман (Уэнделл Рор), Джереми Пивен (Лоуренс Грин), Рэйчел Уэйз (Марли), Брюс Макгилл (судья Хэркин), Ник Сирси (Дойл), Билл Нанн (Лонни), Нора Данн (Стела), Брюс Дэвисон, Мелора Уолтерс
Криминальная драма с элементами триллера, а также социальными и нравственными мотивами по бестселлеру знаменитого Джона Гришэма (род. 8.2.1955 г., «Фирма»). Все начинается с вооруженного нападения на брокерскую фирму в Новом Орлеане. Убито 11 человек. Спустя 2 года вдова одного из погибших выставляет огромный иск производителям оружия. На кону оказываются миллиарды, ибо вполне возможен неприятный для оружейников судебный прецедент. Разумеется, при могуществе и влиянии этой отрасли ею призваны самые лучшие адвокаты, которым помогают агенты, оснащенные, словно Джеймс Бонд. И главным образом – чтобы повлиять на вердикт присяжных: случайно избранных людей, которые обязаны быть незаинтересованными и формально защищены государством. Так что дабы держать их под контролем, требуется особый подход. А самый действенный способ – внедрить в ряды присяжных своего человека, который должен стать лидером мнений и решить судьбу иска в пользу ответчика… Как пишет С.Зельвенский («Афиша»), это «фильм по роману Джона Гришэма, и этим все сказано: либо вам нравятся триллеры, где полдействия происходит в зале суда, хеппи-энд заключается в чтении приговора, а непременные действующие лица – молодой честный юрист, сварливый судья, продажный адвокат, демонический закулисный делец и хорошенькая решительная девушка, либо нет. В данном случае, впрочем, имеется бонус: парочка Кьюсак – Уэйз, которая добавляет в сюжет несколько в меру лихих поворотов и, что для подобного кино нехарактерно, кажется морально амбивалентной». В любом случае фильм хорошо смотрится, а регулярно происходящие бойни добавляют ему злободневности. Среди ряда узнаваемых актеров выделяется 36-летний Д.Кьюсак («Интуиция»). Дважды «оскароносцы» 73-летний Д.Хэкмен («Французский связной») и 65-летний Д.Хоффман («Тутси») впервые вместе на киноэкране, хотя в молодые годы играли в одном в театре. Среди тех, кто мог сняться в этом фильме: Р.Нортон, Ш.Коннери, Г.Пэлтроу, Н.Уоттс и Д.Коннелли. Номинация на «Golden Trailer» за драму. Номинация на «Edgar» за сценарий. Сборы в США $49,4 млн. Сборы за рубежом $30,7 млн. Сборы в России $0,22 млн. Бюджет $60 млн. Затраты на маркетинг $25 млн. Рейтинг IMDb – 7,1/35169 голосов. В фильмографии Гришэма это лучший результат. Видеоназвание – «Присяжные выходят из-под контроля». **1/2
+СССР
«БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА»
(5, Сб, Лад, 17-35)
The Diamond Arm/Brilliant Hand, СССР, 1968, 100 мин., PG. Реж. Леонид Гайдай («Кавказская пленница», «Операция «Ы»); в рол.: Юрий Никулин (Семен Семеныч Горбунков), Андрей Миронов (Геннадий «Граф» Козодоев), Анатолий Папанов (Лелик), Светлана Светличная (Анна), Нина Гребешкова (Надежда), Нонна Мордюкова (управдом Плющ), Станислав Чекан (капитан Михаил Иванович), Владимир Гуляев (лейтенант Гуляев), Андрей Файт (продавец лотерейных билетов), Леонид Каневский и Григорий Шпигель (контрабандисты в Стамбуле), Роман Филиппов (гость с Колымы), Татьяна Никулина (гид), Николай Трофимов (полковник милиции), Лев Поляков (капитан теплохода), Игорь Ясулович (собачник), Саша Лисютина и Митя Николаев (дети Горбунковых), Александр Хвыля (метрдотель ресторана «Плакучая ива»), Георгий Светлани (пенсионер), Максим Никулин (мальчик, «идущий по воде»), Леонид Гайдай (старик/пьяница)
Культовая криминально-эксцентрическая комедия. Решил представить ее еще и потому, что в телепрограмме недели есть посвященные ей проекты. Содержание «Руки» известно всем, что заслуженно, хотя, если честно, иногда поклонение даже раздражает. Особенно когда в безумной любви к ленте признаются спортивные кумиры. Даже представляю их дружное, доведенное до автоматизма командное ржание. Не менее любопытно: сколь различается восприятие картины зрителями «заповедных» советских времен и теми, кто познакомился с ней недавно? Особенно если вникать в нюансы происходящих событий. Не задумывались ли вы, например, в чем суть преступной акции контрабандистов? За что они, собственно, получали драгоценности? А каким образом Граф был выпущен за границу? А вдруг он бы там и остался вместе с «грузом»? Да и рядовым интеллигентам вроде Горбункова попасть в такой тур было почти невозможно. А на какие такие баксы он привез домой безделушки? Ведь, во-первых, тогда крайне мало рублей (кажется, 30) легально обменивали на валюту, а во-вторых, наши люди везли из-за кордона совсем другие вещи... Наверное, думаете, что я занялся брюзжанием с целью опорочить любимую реликвию? А вот и нет. Совсем наоборот. Это же каким талантом и чутьем конъюнктуры нужно было обладать, чтобы сделать фильм из сплошных спорных и «идеологически вредных» моментов, но при этом и зрителей не перегрузить, и цензуру обойти (правда, в период «постоттепели»). На экране и пьянство, и мистика, и религиозные экивоки, и эротика с проституцией, и издевки над рядом основополагающих советских институтов, и несерьезное отношение к преступности (хотя в то время валютчики и контрабандисты практически приравнивались к убийцам) и органам правопорядка, а лента легко «проглатывается» и «переваривается» без душевных травм.
Видимо, в этом ее великая сила, позволяющая сегодняшним зрителям смеяться даже над шутками, которые потеряли не только актуальность, но и первоначальный (если не всякий) смысл. Примеры вы легко обнаружите и сами, когда в сотый раз начнете знакомиться с самой кассовой советской комедией (76,7 млн зрителей), которая не принесла создателям никаких регалий, кроме всенародной любви. Ю.Никулину в фильме 46 лет, Миронову – 26, Папанову – 45, Светличной – 27, Мордюковой – 42, М.Никулину – 10. Музыка и знаменитые песни А.Зацепина. Сцены в зарубежном городе планировалось снять в Турции, но на это не нашлось денег. Пришлось ограничиться Баку. У Горбункова пистолет Beretta, модель 1934 года. Возможно, это трофей 2-й мировой войны. Из-за упоминания в диалоге синагоги пришлось переозвучивать сцену (хотя по губам можно понять, что говорится не то). Больно уж болезненным тогда был еврейский вопрос. Рейтинг IMDb – 8,1/3380 голосов. Мужская оценка на 1,4 балла выше женской. 8,3% ответивших оценили фильм в 1 балл. В карьере Л.Гайдая (30.1.1923 – 19.11.1993) это 4-й результат из 17. ***