https://www.traditionrolex.com/8
<p>"Царь", "Путешествие с домашними животными", "Джейн Остин" и "Синдром Феникса"</p>

"ЦАРЬ"

(21, Сб, Лад, 21-05)  

Россия, 2009, 116 мин., PG-13. Реж. Павел Лунгин («Такси-блюз», «Олигарх»); в рол.: Петр Мамонов (Иван Грозный), Олег Янковский (митрополит Филипп), Юрий Кузнецов (Малюта Скуратов), Александр Домогаров (Алексей Басманов), Иван Охлобыстин (шут Вассиан), Алексей Франдетти (Кай-Булат), Алексей Макаров (воевода Колычев), Рамиля Искандер (Мария Темрюковна), Александр Ильин-мл. (Федька Басманов), Настя Донцова (Маша), Александр Негодайлов (Иван Грозный в детстве), Анвар Халилулаев (Филипп в детстве), Вилле Хаапасало (Генрих Штаден), Алексей Ильин (воевода Салтыков), Юрий Соколов (Шуйский), Александр Дворкин (Пимен), Сергей Гармаш (от автора)

Жанр. Историческая драма.

Первоисточник. Первоначальный вариант сценария сочинил писатель Алексей Иванов («Сердце Пармы»). В конце прошлого года он вышел книгой под названием «Летоисчисление от Иоанна», имеющей отличия от фильма. Сценарий же дорабатывался Лунгиным.

Идея. Еще на съёмках «Острова», Лунгин вдруг рассмотрел в Петре Мамонове черты Ивана Грозного и понял, что это «зерно, которое может стать ключом к противоречивому образу». На мой взгляд, ставка на извечно «юродивого» Мамонова оказалась неверной. И не только потому, что Петр на 22 года старше своего персонажа. Беда в том, что от него получаешь именно то, что ожидаешь, а это делает образ одномерным. Как мне видится, ошибкой стало и сокращение названия ленты с «Иван Грозный и митрополит Филипп» до «Царь». Это действительно «разгружает» бренд, делая запоминание более простым, но сбивает с сути задуманного, настраивает зрителя не совсем на нужный лад. Ведь картина не рассказывает о царе как таковом, а концентрируется на отдельных фрагментах его судьбы.

царь1  

Религия. Я посмотрел фильм Лунгина «Остров» еще до массового ему поклонения и продажи в церковных лавках, решив, что это классная издевка над высокими материями и их служками. Однако, то был период, когда православие приветствовало любой пиар, включая и шоу-бизнес. Достаточно вспомнить православные концерты рок-группы «Алиса», которая, на мой взгляд, как была, так и осталась концептуально языческой. В этой же плоскости и участие действующего священника Ивана Охлобыстина в разного рода арт-проектах. То он Распутина играет, то наркомана, то шута в «Царе». И если ранее получал высочайшее напутствие, то после смены патриархов, Иван поставлен перед выбором: либо сан, либо лицедейство. И поэтому, хотя Янковский встречался с патриархом Алексием II, получив от него благословение на роль, съёмочные дни начинались молебнами святителю Филиппу, а Лунгин и вовсе заслужил «вечное прощение», к «Царю» церковь отнеслась куда спокойнее, чем к «Острову». На мой взгляд, потому, что, несмотря на оду конкретному священнику, из фильма напрашивается вывод, что его высокое деяние, скорее исключение из правил. Обычно же православные лидеры находили общий язык с властью, какой бы она не была. И не случайно Лунгин находит ключевой фразой Грозного в фильме следующую: «Как человек, я грешен, как царь -- праведен». Режиссер высмотрел ее в хрониках и считает, что именно этот подход вызвал неприятие митрополита Филиппа, который считал, что заповеди Божии -- и над царями тоже. К слову, значимость религии для российского общества принято преувеличивать. Идейным лидером во все времена была власть. И если решала верным расправиться с православием (как большевики), то массы не слишком роптали. Понимали, что сверху их обеспечат иной верой, например, в коммунизм. Консультантами при создания «Царя» выступили писатель-богослов Александр Дворкин, автор диссертации «Иван Грозный как религиозный тип» и иеромонах Косьма, насельник Донского монастыря (он работал и над «Островом»). В фильме много молятся и цитируют библию, но человеку несведущему в этих вопросах, разобраться, как это все влияет на действо, очень сложно.

царь3  

Ожидание и реакция. «Царь» волновал аудиторию задолго до выхода на экраны. Как это не кощунственно звучит, а дополнительной рекламой стала тяжелая болезнь, а потом и смерть прославленного Олега Янковского. Вот и не удивительно, что при показе картины на МКФ в Канне (увы, не в конкурсной программе, в громадном зале Кинодворца не хватило мест. Фильм смотрели и стоя в проходах, а в «Hollywood Reporter» «Царь» был назван «замечательным фильмом». Но затем чередой пошли споры-обвинения, а кинообщественность продемонстрировала прохладцу. Начиная с того, что «Царь» не попал в девятку (!) картин, претендовавших на выдвижение от России на «Оскар». Державно-религиозные организации и вовсе попытались затеять бучу, обзывая «Царя» «страшной кощунственной пародией, призванной символически оплевать Россию», глава которой «представлен в виде сумасброда, маньяка, садиста и параноика». А уж сколько претензий выставили историки и вовсе не сосчитать, хотя взаимоотношений царя и митрополита это касается в меньшей степени.

 царь2

Взгляд в завтра. Так уж получилось, что, повествуя о далеком прошлом, «Царь» невольно заостряет внимание на куда более близкой сталинщине и на том, что может статься с Россией, если в ней опять восторжествует какая-нибудь версия тоталитарного самодержавия. Зацикленного, как это принято, на сохранении власти и не чурающегося никаких способов достижения этой цели. По признанию Лунгина, «один из главных русских мифов, коими и делается история, заключается в том, что жестокие правители, тираны - это и есть лучший вариант для нас. И что прогресс в России может достигаться только большой кровью. Мне кажется, этот миф необходимо пересмотреть и по возможности развенчать. Цель фильма «Царь» - к мифу об Иване Грозном, о «твердой руке» добавить миф о митрополите Филиппе. Следствием правления Ивана Грозного стало Смутное время. Однако представление, будто России необходимы жестокость и кнут до сих пор живет в людях. И является главным препятствием для демократических перемен в обществе».

царь4  

Не Тарковский. Если не погружаться в политические ассоциации, то сам по себе сюжет кажется простоватым. Согласно ему, не только грозный, но сдвинутый на связи с богом царь, казнит и мучает всех подряд, вплоть до самых верных воинов и номинального идейного лидера -- митрополита Филиппа, самолично приглашенного на этот пост. Робко заступившись за невинных, святой отец лишается и статуса, и самой жизни. Очевидно осознавая, что все равно не удастся остановить бессмысленное кровопролитие. Передана эта жертвенная драма греха и духовного подвига в сочетании приемов камерной драмы и постановочного эпоса. Причем, режет глаз, что Лунгин, мягко выражаясь, не силен в батальных сценах и не слишком цепко удерживает детали приключенческого толка. К примеру, в одной из сцен гонец пробирается по болотцу, хотя видно, что его легко обойти.

Прочая информация. Натурные съемки, начиная с 23 февраля 2008 года и проводились в Суздале, где на территории Спасо-Евфимиева монастыря были построены декорации старой Москвы XVI века, Опричный дворец и Пыточный городок. Дальнейшая судьба декораций вызвала в городе скандал, ибо никто не хотел брать на себя траты по её демонтажу. Съемки американца, «оскарного» номинанта Тома Стерна («Подмена»), постоянного оператора Клинта Иствуда. «Царь» открыл МКФ в Москве. Премии «Ника»: Янковский и декорации. Номинации: фильм и костюмы. Номинации на премии «Золотой орел»: фильм, сценарий, декорации, костюмы и монтаж. Работа О.Янковского посмертно отмечена специальным «Золотым Орлом». Сборы в России $5,2 млн. Бюджет $15 млн.   Рейтинг IMDb --  6,8/978 голосов. **1/2

«ПУТЕШЕСТВИЕ С ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ»

(21, Сб, Мир, 18-20)

Travelling with Pets, Россия, 2007, 97 мин., R. Реж. Вера Сторожева («Небо. Самолет. Девушка», «Греческие каникулы»); в рол.: Ксения Кутепова (Наталья), Дмитрий Дюжев (Сергей), Михаил Ефремов (Чекан), Анна Михалкова (Клавдия), София Дударчик (Оля), Борис Петров (Глеб), Евгений Князев (отец Пётр), Вадим Афанасьев (хозяин, муж Натальи), Тимофей Трибунцев (мент), Максим Зимин (Гриша)

Жанр. Мелодрама-притча

Первоисточник. «Путешествие с домашними животными» снято по давнему сценарию Аркадия Красильщикова («Ради нескольких строчек», «Рогоносец»). Режиссер Сторожева прочитала его за 10 лет до создания фильма, затем забыла о нем, тем более, что автор эмигрировал в Израиль (где активно работает и публикуется). Но в какой-то момент вспомнила, осознав, что сценарий ныне свеж и своевременен. Как рассказывала Вера, «это история путешествия человека из какого-то небытия, полусознания к обретению своего «я». Мне интересны внутренние состояния человека. В ленте мало героев, мало разговоров, но много внутренних монологов. Рядом с героями живут гениальная собачка, корова, коза... Отсюда и название, с одной стороны, бытовое, а с другой – загадочное».

Путешествие с домашними жив1  

О сюжете. Это довольно камерная история молодой женщины Натальи, которая в 16-летнем возрасте, прямо из детдома, была скоропалительно выдана замуж за нелюбимого человека, работавшего стрелочником. 19 лет она прожила с этим жестоким и ограниченным человеком на заброшенном полустанке, в более чем странном доме. Даже с домашними животными Наталья общалась чаще, чем с мужем. Это было «одиночество вдвоем», закончившееся смертью супруга в тот момент, когда он бегал от вагона к вагону, продавая молоко. Сердце вдруг взяло, да остановилось. Теперь Наталья имеет возможность открывать мир, а знакомство с водителем грузовика Сергеем, помогшим перевезти мертвое тело супруга, наполняет душу ожиданием настоящей любви. Поэтому не удивительно, что когда этот разбитной парень приходит к ней жить, Наташа принимает его, но потом изгоняет. Да еще и с винтовкой в руках. Хотя на этом их странный роман не заканчивается, несмотря на то, что его представление о любви, ей заведомо не подходит. Наташе сложно вписаться в каноны, принятые окружающими. Например, она не плачет на похоронах. И даже удивляется: «А это обязательно нужно?». Более того, Наташа часто ведет себя, словно дикарка, бывает бесстыжей, что дает основания создателям картины для «обнаженкки». От мужа у нее осталось довольно много денег, так что можно позволить и капризы. Она заводит шикарную корову Шалаву, козу, пса, а ближе к концу фильма появляется еще и мальчик...

Путешествие с домашними жив6  

Особенности стилистики или упущения в работе? Многое в данной ленте замешано на утонченном абсурдизме, поэтому в голову приходят невольные сравнения с фильмом Вадима Абрашитова «Парад планет». Исходя из этого, тот факт, что в обе стороны реки Наташа плывет по течению, воспринимается без раздражения. Как и то, что железнодорожная дрезина в этих местах почти личный автомобиль, а надутый ртом шарик летает, словно бы в нем гелий. Да и объективно странная история с церковью в этом контексте запросто съедается. Как заметил по ходу обсуждения ленты писатель Эдуард Тополь, это «кино для женщин, которые ненавидит мужчин. Муж сдох с самого начала, появляется дюжий мужчина для временного пользования и не надо рожать». А телеведущий Александр Гордон так сказал о «Путешествиия с домашними животными»: «Мне показалось, что Сторожева сняла очень хороший этюд или набросок к фильму, но самого фильма здесь еще нет. Потому что, как в любом этюде в отличие от полноценной картины, задано несколько путей, по которым можно пойти. Названы правила игры, слишком разные, чтобы можно было исследовать увиденное, -- огромный простор для толкования любому, кто захочет толковать. Степень условности в фильме превосходит все, что я видел до сих пор». На мой взгляд, в ленте нет баланса между притчевостью и «бытовухой», очевиден перебор с красивостью и цитатами, но, тем не менее, «Путешествие» смотреть стоит, ибо это отнюдь не беспомощное кино, коего так много снимается на постсоветском пространстве.  Если же не придираться, то вполне можно воспринять сию ленту, как глубокую и пронзительную. В тему и такой вот блоговый отзыв: «Такая красота! Восторг! «Финал сопливый» -- пожалуются снобы, а в этой «сопливости» и весь фильм -- новая жизнь, возрождение. Вот лейтмотив этой прекрасной фрески о романтической жизни в деревне».

Путешествие с домашними жив7  

Персоналии. Задорная Вера Сторожева в кино работает с начала 90-х. Имеет большой опыт в документалистике. Сотрудничала с самой Кирой Муратовой («Три истории»), как сценаристка и актриса. В последнее время ставит фильмы на грани масскульта и артхауса, нигде не став своей. Большой удачей для «Путешествия» явилось привлечение на главную роль 35-летней Ксении Кутеповой («Мелкий бес»).  Стоит заметить, что она сестра-близнец не менее известной Полины Кутеповой («Чудо»). Как всегда хорош 28-летний Дмитрий Дюжев («Бригада», «Остров»), хотя его образе его Сергея нет особенно выигрышных для него моментов. Музыка Ильи Шипилова («Скоро весна»).

Путешествие с домашними жив5  

Производство. Визуальный ряд ленты насыщен разного рода изысками и деталями, к чести авторов ленты, чаще уместными. Съемки производились на озере Селигер, в Осташкове, Переславле-Залесском, а также в Бологом, где много поездов. Интерьеры и детский дом снимались в старинном Боровске, что на реке Протве. Мир фильма создавался из объектов, найденных в разных городках. Где-то понравилась площадь, где-то -- церковь, где-то -- река. Хотя они и не всегда идеально сочетаются друг с другом.

Прочая информация. Создатели «Путешествия с домашними животными» сенсационно стали триумфаторами Московского международного кинофестиваля, завоевав «Золотой «Святой Георгий». Но даже эта победа, а также множество российских регалий, не обеспечили ленте успешного кинопроката. Номинации на премии «Ника»: фильм, Кутепова, съемки и звук. Номинации на премии «Золотой орел»: фильм, сценарий, Кутепова, Дюжев, съемки и звук. Оператор О.Лукичев выдвигался на премию «Белый квадрат». Сборы в России $48 тысяч. Рейтинг IMDb – 7/167 голосов. **

«ДЖЕЙН ОСТИН» ***

(21, Сб, ОНТ, 18-20)

Becoming Jane, Великобритания – Ирландия, 2007, 120 мин., PG. Реж. Джулиан Джаррольд («Вся королевская рать», «Чумовые боты»); в рол.: Энн Хатауэй (Джейн Остин), Джеймс Макэвой (Том Лефрой), Джули Уолтерс (миссис Остин), Джеймс Кромвелл (преподобный Джордж Остин), Мэгги Смит (леди Грэшем), Джо Андерсон (Генри), Люси Коху (Элиза), Лоуренс Фокс (Уизли), Анна Максвелл Мартин (Кассандра Остин), Лео Билл (Джон Уоррен), Джессика Эшворт (Люси), Софи Вавасо (Джейн), Кристофер МакХаллем (Кертис), Иен Ричардсон (Джадж Ланглуа), Хелен Маккрори (миссис Рэдклиф), Лоуренс Ричардсон (Алан Бретт)

Биографическая ретро-мелодрама. Пронзительная и умная лента, в эпицентре событий которой – выдающаяся английская писательница Д.Остин (1775–1817), вошедшая в историю прежде всего реалистичными и сатирическими романами нравов.

Джейн остин 2  

Джейн ненавидела «женские романы». Ныне ее произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании, а кинематографисты с удовольствием обращаются как к произведениям Остин, так и к ее судьбе. В данном случае основное внимание уделено отношениям Джейн с ирландским адвокатом Томасом Лефроем.

Джейн остин 1

Итак, будучи дочерью деревенского священника, Джейн Остин мечтает изменить жизнь к лучшему. Иногда это внешне выражается в своеобразных срывах, когда девушка вдруг ночью начинает громко играть на пианино, будя всех вокруг. Отец и ей, и всем прихожанам вещает про долг женщины – супруги и матери, но обладая таким умом, как у Джейн, крайне сложно остановиться лишь на этом. Зато ее нрав отпугивает потенциальных женихов, что делает перспективы туманными. К счастью, в эту деревню фактически ссылают молодого юриста Томаса. Впрочем, поначалу он Джейн решительно не нравится: дерется на кулаках, бегает голым, играет в карты… Однако когда девушка привычно читает собственные сочинения домашним и окружающим, этого юноши она неожиданно смущается. Их знакомство полно перца, никто из них не хочет уступать в интеллектуальном пикировании. Между тем наша героиня получает конкретное предложение руки и сердца от совсем другого человека, причем состоятельного. Родителям Джейн такой поворот событий по душе, чего не скажешь о ней самой…

Джейн остин3

Основные съемки проводились в Ирландии. 24-летняя Э.Хатауэй («Рэйчел выходит замуж») выдвигалась на премию Британского независимого кино. Кстати, на роль Джейн рассматривались кандидатуры Н.Портман, К.Уинслет и К.Найтли. Энн для фильма осваивала акцент и игру на пианино. Знатоки исторического костюма при просмотре данного фильма получат массу оснований для пересудов. Причем в основном со знаком плюс. Номинации на премии Ирландской киноакадемии: фильм, костюмы и звук. Премия «Выбор народа» (США) среди независимых фильмов. Сборы в США $18,7 млн. Сборы в остальном мире $18,6 млн. Сборы в России $0,17 млн. Продажи в США на DVD $5,4 млн. Бюджет $16,5 млн. Рейтинг IMDb – 6,9/16589 голосов. Женская оценка на 0,9 балла выше мужской. Видеоназвания: «Становясь Джейн», «Превращаясь в Джейн». ***

Новый мини-сериал

«СИНДРОМ ФЕНИКСА»

(21-22, Сб-Вс, БТ, 10-45)

Россия, 2009, 4 серии. Реж. Сергей Соколюк («Иное», «Антиснайпер. Новый уровень»); в рол.: Ольга Будина (Татьяна), Галина Польских (Эмма Петровна), Роман Мадянов (дядя Юрика), Егор Дронов (Гоша/Гена Колычев/Виктор), Александр Демидов (Юра), Камиль Ларин (Анатолий), Максим Лагашкин (Виталий Харченко), Анна Ардова (Лида), Андрей Кайков (психиатр), Анна Невская (Рената), Александр Робак (майор), Павел Винник (обходчик)

синдром феникса 3  

Комедийная мелодрама с элементами детектива для ТВ по одноименной книге Алексея Слаповского («Участок», «Ирония судьбы. Продолжение»), весьма известного писателя и драматурга. Итак, в городке Чихове, где все знают друг друга, царит спокойствие и безмятежность. Их нарушает появление бродяги Гоши, который ничего не помнит о своей прошлой жизни. По просьбе 10-летнего Толика его мама, продавщица Татьяна, дает бедолаге кров. Кто бы мог подумать, что это событие изменит ее жизнь, да в какой-то мере и всего Чихова. А виной тому – странный недуг Гоши, «синдром Феникса». При виде огня он теряет сознание и память, а приходит в себя в радикально другом образе. Таким образом он постепенно преодолевает возрастные категории, начиная с пятилетнего ребенка. Гоша заново переживает свою судьбу, а Татьяна становится для него самым близким человеком. Она даже умудряется полюбить его. Но увы, однажды в Чихове объявляются жена Гоши и ее брат. Но их интересует не столько родственник, сколько… Подчеркивается, что, несмотря на заведомую легкомысленность, «Синдром Феникса» затрагивает важную социальную проблему – забывших все и потерявшихся людей.

 синдром феникса 2

 Обратите внимание на актерский состав, включающий и участников «Квартета И». Премии «Золотой носорог» (РФ): мини-сериал, режиссура, Польских и Мадянов. Рейтинга IMDb нет.

https://www.traditionrolex.com/8