<p>Портал TIO.BY изучил условия, при которых белорусский турист может стать пассажиром бюджетного авиаперевозчика</p>

В данный момент в мире насчитывается более 100 бюджетных авиакомпаний. Только в Европе количество авиакомпаний, предлагающих низкие цены на перелеты, за шесть лет увеличилось с 5 до 65. Портал TIO.BY изучил условия, при которых белорусский турист может стать пассажиром бюджетного авиаперевозчика.

Ближайший к Минску аэропорт, где базируются авиакомпании-дискаунтеры, или лоукостеры, находится в Вильнюсе, расстояние до которого составляет менее 200 км. После того как в апреле нынешнего года там открылась новая база венгерской бюджетной компании Wizz Air, белорусы получили доступ к восьми новым маршрутам из столицы Литвы в Великобританию, Ирландию, Германию, Испанию, Италию, Швецию и Нидерланды. Также из Вильнюса рейсы осуществляют еще два бюджетных перевозчика: Ryanair и Norwegians Air Shuttle. Неудивительно, что международный аэропорт Литвы становится все более востребованным у белорусских туристов, которые все чаще называют его «Минск-3». Другие относительно близкие базы бюджетных перевозчиков находятся в Киеве, Каунасе, Варшаве и других городах Польши, откуда летают Wizz Air, Ryanair, Germawings, easyJet, Air Arabia и многие другие. Даже с учетом затрат на дорогу перелет бюджетными авиалиниями из аэропортов соседних государств зачастую обходится значительно дешевле, чем перелет из Национального аэропорта «Минск» рейсами классических авиаперевозчиков.

Итак, первый вариант оказаться в числе пассажиров лоукостера – купить билет напрямую на сайте авиакомпании. Однако в сложившихся в Беларуси экономических обстоятельствах этот самый короткий путь на проверку оказывается не самым простым. Многие белорусские банки не спешат снимать ограничения на использование банковских карт для оплаты счетов в иностранной валюте, да и само существование множественности курсов обмена валют не способствует росту рынка онлайн-бронирований. Кроме того, в Беларуси доля средств, проходящих через системы онлайн-резервирования, все еще не превышает нескольких процентов общего объема туристического рынка. Для сравнения: в США этот показатель достигает 80%, в Европе составляет 50%, в России не превышает 3-5%.

Поэтому пока большинству белорусских туристов, если они не «обременены» банковским счетом в иностранной валюте и действующим шенгеном, для того чтобы купить билет на рейсы бюджетных авиакомпаний, все-таки придется обратиться в агентство. Правда, турист должен быть готов к тому, что помимо билета ему предложат оплатить и другие услуги.

Как известно, бизнес-идеология лоукост-авиакомпаний основывается на минимизации затрат. Поэтому прямые продажи на сайте долгое время оставались единственным каналом распространения билетов, что избавляло перевозчиков от выплат комиссионных агентам и системам резервирования. Однако теперь эта тенденция постепенно меняется, и все больше авиакомпаний-дискаунтеров пробуют такие каналы распространения, как глобальные системы бронирования и туристические агентства. В 2011 году одна из крупнейших глобальных систем бронирования – Amadeus – заключила соглашения с 9 бюджетными и гибридными авиаперевозчиками. Всего на данный момент в этой системе для бронирования доступны почти 70 бюджетных авиакомпаний, включая AirAsia, easyJet, Virgin America и WestJet. Общее количество билетов на рейсы бюджетных авиаперевозчиков, забронированных туристическими агентствами в системе Amadeus, в первой половине 2011 года увеличилось на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Другие крупные мировые системы бронирования – Sabre и Galileo – также позволяют бронировать билеты на рейсы авиакомпаний-дискаунтеров.

Присутствие бюджетных перевозчиков в таких системах бронирования, как Amadeus, Sabre и Galileo, позволяет агентам, имеющим к ним доступ, во-первых, предлагать клиентам доступную альтернативу рейсам традиционных авиакомпаний, а во-вторых, комбинировать рейсы различных перевозчиков по всему маршруту следования пассажира, причем вовсе не обязательно только рейсы бюджетных авиакомпаний.

Удобство, которое дают глобальные системы при бронировании билетов на рейсы бюджетных авиакомпаний, а также востребованность услуг авиакомпаний-дискаунтеров на белорусском рынке приводят к тому, что все больше туристических компаний предлагают клиентам низкобюджетные варианты перелетов. Вместе с тем далеко не все фирмы готовы бронировать билеты на рейсы лоукостеров. Как подчеркивают специалисты белорусских турфирм, только на продаже билетов на рейсы дискаунтеров турагентство ничего не зарабатывает. Поэтому, как правило, бронирование билетов на рейсы бюджетных авиакомпаний входит в набор других услуг: как минимум, к бронированию билета добавляется консультационная услуга или оказание визовой поддержки, как максимум – перевозка входит в состав готового туристического пакета. В частности, некоторые фирмы, специализирующиеся на горнолыжных турах, сформировали предложения отдыха на зимних курортах Италии в январе 2012 года с перелетом рейсами авиакомпании Wizz Air из Вильнюса.

Как бы то ни было, у тех белорусских туристов, которые не имеют возможности купить билет непосредственно на сайте бюджетной авиакомпании, выбор не велик: платить за сопутствующие услуги туристическому агентству, что в сумме с затратами на дорогу до аэропорта вылета все больше приближает цену билета к обычному, или сразу отдать предпочтение рейсам традиционных авиакомпаний с вылетом из Минска. Поэтому неудивительно, что белорусскую национальную авиакомпанию «Белавиа» пока не особенно тревожит соседство с перевозчиками-дискаунтерами, и наступление момента, когда все желающие белорусские туристы смогут полноценно пользоваться услугами бюджетных авиакомпаний, откладывается на неопределенное время.