https://www.traditionrolex.com/8
Интервью с Людмилой Мачульской

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

1 августа юбилей отмечает глава компании «МАТЭП-90» Людмила Иосифовна Мачульская. За ее плечами – 27-летний опыт работы в турбизнесе и множество открытых направлений. Сегодня мы беседуем с Людмилой Мачульской о том, что произошло с белорусским туристическим рынком за эти три десятилетия, почему так важна порядочность в деловых отношениях и как круизы стали основным источником доходов небольшой частной фирмы.

  – Людмила Иосифовна, в названии фирмы указан 1990 год. Это значит, что фирма была создана еще при Советском Союзе. Как это получилось?

– Я ведь бывший партийный работник. В далеком 1990 году я отдыхала в Карпатах, ко мне приехала председатель кооператива из Киева и сказала: что тебе там на этой партийной работе делать, создавай турфирму, будем возить тебе туристов из Киева, а ты нам – из Минска в Киев. Я ответила отрицательно. Но когда вернулась в Минск, поняла, что не смогу больше работать в парткоме часового завода. На заводе – забастовки, стачки, беспорядки, все кричат, орут на партию, а я-то привыкла людям делать добро, никогда никому ничего плохого не желала, и вдруг – столько негатива. Я поняла, что хочу уйти. Но куда? И я принимаю решение открыть турфирму. Соучредителями Международного туристского агентства по экскурсиям и путешествиям (сокращенно – «МАТЭП») стали Первомайский райком партии и коммерческая структура. Я – наемный директор. Вершину айсберга в туризме я знала, курируя «Интурист», «Беларустурист», областной Совет по туризму и экскурсиям, но в бизнесе, конечно, еще не разбиралась.

Мачульская 1.jpg

И с чего начать, когда совершенно не разбираешься в турбизнесе, – шоп-туры в Польшу?

– Ни в коем случае! У нас было 200 адресов бюро путешествий и экскурсий по всему Союзу, раскатали на ротаторе приглашения в Беларусь, выслали, и нам пошли заявки. То есть начинали мы с приема. И очень скоро начали обслуживать туристов. В том числе – канадцев, англичан, к нам приехало около 20 автобусов с детьми из всего Советского Союза. Пошла прибыль, мы крепко стали на ноги. Шоп уже начинался, но он был не такой активный. Первую группу в Польшу мы отправили только 12 июня 1991 года.

Сегодня мы знаем «МАТЭП» как фирму, которая специализируется на выездном туризме. Как получилось, что инкаминг был упущен?

– Очень просто получилось – с 1991 года заявки на прием в Беларуси перестали поступать. Надо было что-то делать! Мы пересели на польское направление и стали плотно им заниматься. В то же время в уставе у нас все-таки было записано – оздоровление детей. Поэтому, получив первую прибыль в 1991 году, мы отправили 80 детей афганских вдов на две недели на отдых в Бердянск. Правда, чтобы забрать их, пришлось вместе с Ларисой Хмельницкой, которая тогда работала у меня, организовать авиачартер, потому что билетов на поезд не было. Так что первый чартер из Беларуси летел не в далекую заграницу, а в Украину – за афганскими детьми. В 1992 году мы снова отдали прибыль на оздоровление 80 детей из малообеспеченных и многодетных семей. И в том же году к нам вдруг пришел депутат: «Вы адчынілі фірму на партыйныя грошы, і мы павінны праверыць, што вы тут творыце, давайце ваш статут!»

Наверное, искал «золото партии»?

– Наверное... Он заявил: «Вось у вас у статуце напісана – аздараўленне дзяцей, а вы тут групы ў Польшчу возіце». Я отвечаю: «Я устав выполняю очень четко!» Когда он увидел, что мы за свой счет оздоровили 160 детей, челюсть, как говорится, отвисла, и он быстренько ретировался. Кстати, в 1991 году мы перерегистрировали фирму. Сначала развалился райком партии. Потом развалилась коммерческая структура, которая тоже была учредителем. И я зарегистрировала фирму на себя.

– Людмила Иосифовна, такой вопрос. Ведь коммунисты были категорически против капитализма, в связи с этим насколько комфортно вы вошли в новое время, в бизнес, в рынок? Не было внутреннего противоречия?

– Во-первых, уже была не та ситуация. В 1990 году обком партии дал мне деньги для уставного фонда, а одним из соучередителей был райком. Так что стереотипы рушились, и наши ощущения от времени менялись еще до 1991 года. Во-вторых, я осталась без денег, без работы, старшему сыну одиннадцать лет, младшему – годик! – надо же было как-то жить. Конечно, было ощущение слома времени. Но я никогда не была какой-то железобетонной по мировоззрению, всегда мягко относилась к людям, в то же время я – человек прямой, никогда ничего не боялась, говорила что думаю. И я всегда отличалась уверенностью в себе!

Мачульская 2.jpg

– Следовательно, хотелось занять какие-то лидирующие позиции в нарождающемся белорусском турбизнесе, ухватить, что называется, куски рынка?

– Нет! Я ведь первую и вторую прибыль отдала на оздоровление детей – наверное, те, кто стремится получать какие-то доли рынка, так не поступают! Я всегда старалась работать так, чтобы никого не теснить и ни с кем ни за какие доли рынка не конкурировать. В 1995 году мы отправили первую группу в Чехию. И сразу начали возить в Чехию не только белорусов, но и российских туристов – в частности, из Ростова-на-Дону. Организовали цепочку на Махово озеро. Потом повезли туристов по маршруту Прага – Париж – Берлин. 

В 1996 году мы первые включили в эту цепочку Брюссель и Амстердам. А затем стали развивать французские туры. Начали предлагать замки на Луаре, Фонтенбло, замки Жозефины, парк цветов Кюккенхоф. Все это было в 1997-1998 годах. В 1998 году сделали тур от испанского побережья до Французской Ривьеры. Потом стали продавать программу Париж – Лондон. Причем в Лондоне проводили 7 дней с обучением.

– Долгое время в 1990-х вы держали лидирующие позиции по польскому направлению…

– Да, отправляя туристов на шоп в Польшу (а я каждую группу провожала сама!), я всегда желала им: по высокой стоимости продать товар, по низкой цене купить обновки и заработать денег, чтобы поехать в Польшу снова и насладиться удивительными красотами и достопримечательностями этой страны. Долгое время я пыталась предлагать чисто экскурсионные туры в Польшу, и ничего не получалось! Никак мы не могли раскачать этот сегмент. Не воспринимали наши люди Польшу как направление для экскурсий! Только шоп! Мы просто бились за направление! 

Так же долго раскручивали Киев, никак у нас не получалось! Собираем-собираем группу, в итоге оформляем в тур 7 человек, сажаем в поезд, чуть ли не за свой счет везем на экскурсии. Вот так начиналась белорусская экскурсионка на этих направлениях! То же самое, кстати, наблюдается на таком направлении, как Москва. Ну невозможно в Беларуси раскрутить Москву как город, который можно смотреть. Все воспринимают Москву исключительно как бизнес-центр: выставки, деловые встречи и прочее. Питер можно предлагать и продавать, Москву – не получается, хотя мы пытались в разные времена!

Мачульская 3.jpg

– Но с Польшей все-таки дело пошло!

– Да, в один момент все изменилось. Мы начали предлагать Краков – Варшаву, и народ поехал. Правда, эти золотые времена длились только до 2007 года. В тот год Восточная Европа вошла в шенген, и стоимость визы резко выросла. Виза стоила 5 евро, а затем резко – 60! Конечно, туристский поток рухнул, люди перестали массово интересоваться направлением. После января 2008 года мы отказались от Польши. И в числе первых, в марте 2008 года, стали предлагать Северную Европу. Начали раскручивать сегмент паромных туров, Скандинавию. Тогда у нас о существовании таких программ никто и не догадывался. Мы начинали с маршрута Таллинн – Хельсинки –Турку – Стокгольм.

– А заниматься авианаправлениями никогда не хотелось?

– В этом не было надобности. Мне настолько нравились Европа и автобусные туры, так хорошо они у меня шли, ко мне ехали туристы из Москвы, Питера, Ростова, я сотрудничала с уральскими турфирмами. Работы хватало. Я сама возила группы в Париж, была раз тридцать, наверное, в этом городе. Но, разумеется, попутно продавали мы и Турцию, и другие авианаправления. Кстати, мы были первыми, кто начал делать трансферы в аэропорты Москвы – два раза в неделю возили туристов к самолетам. У нас были такие низкие цены, что ездила вся страна. Но от автобусных туров мы никогда не отказывались.

– А что сейчас происходит со скандинавскими круизами?

– Не секрет, что на белорусском рынке появился прибалтийский дискаунтер, и он предлагает такой демпинг, с которым нам сложно конкурировать. Я не могу сказать, что наши операторы совсем вытеснены с рынка. Но лично для меня сегодня этот сегмент не является определяющим. Я три года плотно занималась скандинавскими круизами, пока в марте 2011 года одна американская фирма не пригласила меня на семинар по круизам. Я посмотрела, оценила ситуацию и говорю партнеру: я буду продавать в Беларуси круизы! Он отвечает: не ты первая так говоришь, но пока ни у кого не получалось! 

Я взяла каталоги американской круизной компании «Принцесс Круизес», приехала в Минск, и через неделю на весенней туристской выставке в Минске весь стенд украсила именно круизной темой. Все коллеги тогда мне говорили: «Людмила Иосифовна, зачем вам это нужно? У вас такая хорошая Чехия, паромные туры, зачем вам эти круизы, ведь раскрутить их в Беларуси невозможно! Не пойдет эта тема в Беларуси, не те времена!» Но я ответила: «Я все-таки попробую». И у меня получилось. Круизы на белорусском рынке пошли. Когда начинали, партнер поставил условие – продать пять кают. Я продала пятнадцать!

Мачульская 4.jpg

– А можно жить, продавая только круизы?

– Конечно! Можно жить и содержать фирму. Многие считают, что круизы – это очень дорого. На самом деле это не так. Например, 8-дневный круиз по Эмиратам на пятизвездочном лайнере, на котором все включено, кроме спиртных напитков, на человека стоит 498 евро, плюс – 329 евро билет (из Киева). То есть дешевле Турции, Греции, а питание какое шикарное в круизах!

Я не скрываю, что мы делаем ставку на круизы! Это самый быстроразвивающийся сегмент рынка в мире. С каждым годом количество круизных туристов растет. Круизные компании ежегодно спускают на воду новые лайнеры – один лучше другого. И пустых мест нет! Мы продаем год от года все больше круизов, и я чувствую себя очень уверенно в этой нише.

– А вообще тяжело небольшой фирме выживать сегодня? Можно ли было развить фирму в более крупный бизнес?

– А сколько у нас крупных фирм, которыми руководят женщины? Их нет! Но я в турбизнесе уже 27 лет, и фирму я удержала. Я старалась не сидеть и не ждать, всегда искала что-то новое, шла вперед. В то же время я четко придерживалась своего кредо – никому не наступать на ноги, никому не мешать, не переходить дорогу. Никто не скажет, что я с кем-то ругалась, кого-то обидела. У меня нет жестокости. 

Честно говоря, я очень сочувствую нашим крупным фирмам, блочникам, которые частенько горят, имеют большую ответственность, соответственно, и большие проблемы. И я очень радуюсь, когда у них все продано, все блоки закрыты. А у меня маленький бизнес, нет блоков, нет гарантий. И на круизах у меня нет блоков. Все новые направления, которые я предлагаю, продиктованы просьбой постоянных клиентов: они хотят что-то новое. Теперь, когда у меня есть круизы, я могу выполнить любое пожелание туристов. У меня 10 тысяч маршрутов, 18 мировых круизных компаний. Возможности неограниченные! Я могу продать все, все, что угодно: Аляску, Персидский залив, норвежские фьорды, Бразилию – никаких ограничений.

Мачульская 5.jpg

– Как вы оцениваете уровень взаимоотношений в белорусском турбизнесе?

– У нас в Беларуси все довольно мягко. Если раньше все были туроператорами и каждый продавал только свои программы, то теперь в одиночку никто ничего сделать не сможет. Никто без помощи коллег не закроет свой блок мест в самолете, не продаст все места в автобусе. Надо работать с агентствами, деваться некуда, надо дружить, а не грызть друг друга.

– На ваш взгляд, работать в турбизнесе было интереснее в тех самых лихих 1990-х или все-таки сейчас?

– Мне и тогда, и теперь интересно. У меня интересные маршруты, прекрасные туры, хорошие партнеры, замечательные друзья. Я не потеряла вкуса ни к путешествиям, ни к работе. Туризм, путешествия – это замечательно, это делает жизнь интересной и насыщенной!

Мачульская 6.jpg

– Спасибо за беседу! Поздравляем вас с юбилеем! Желаем крепкого здоровья и еще долгих лет работы на благо туризма!

Беседовала Лилия КОБЗИК

https://www.traditionrolex.com/8