Отдел информации

Почему «ЮТэйр» оказался на грани банкротства?

Главной причиной проблем «ЮТэйр» называют рост цен на авиатопливо

Читайте TIO.BY в Telegram и Яндекс.Дзен

Авиакомпания «ЮТэйр», один из крупнейших авиаперевозчиков России, оказалась на грани неплатежеспособности из-за кризиса выездного туризма и резкого повышения цен на авиатопливо. 

«ЮТэйр» в рамках реструктуризации кредитов приостановила выплаты по части долговых обязательств. Об этом говорится в сообщении авиакомпании, поступившем в РБК ещё в конце декабря. «Чтобы обеспечить бесперебойную работу в низкий зимний сезон, компания предусмотрела остановку выплат по семилетним кредитам в декабре [2018 года] и аккумулирует ресурсы для исполнения процентных расходов в прибыльном летнем периоде [2019 года]. По 12-летним обязательствам Utair произвела платежи без задержек и в полном объеме», — говорится в сообщении.

Платеж по семилетнему кредиту должен был состояться 20 декабря, рассказал РБК источник в одном из банков — кредиторов «ЮТэйр»: авиакомпания его не провела. Это подтвердил представитель крупнейшего кредитора «ЮТэйр» — банка «Траст».

В 2015 году авиакомпания заключила два соглашения с банками о синдицированных кредитах. Первый кредит сроком на семь лет на сумму 18,9 млрд руб., второй — на 24,1 млрд руб. на 12 лет. Под первый правительство одобрило госгарантии на 9,5 млрд руб. Как следует из отчета «ЮТэйр» по МСФО за первое полугодие 2018 года, у нее есть банковские кредиты на общую сумму 38,66 млрд руб. со сроком погашения в 2020–2027 годах.

Главной причиной проблем «ЮТэйр» называют рост цен на авиатопливо: уже к лету 2018 года авиакеросин в аэропортах московского авиаузла стал дороже на 46%. Компенсировать затраты путём повышения стоимости билетов компания не может из-за экономического кризиса в стране, сообщает "Туристер.ру".

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к руководству авиакомпании, госбанки на базе «ЮТэйр» создадут новую региональную авиакомпанию. Механизм перехода компании в собственность банков в настоящий момент прорабатывается, его детали будут обнародованы позднее.

При этом, как отмечает The Village, в 2018 году перевозчик провел рекордное количество распродаж: в марте продавал билеты по 499 рублей, в ноябре делал 30%-ные скидки, а в декабре представил новые тарифы с билетами по 990 рублей. По итогам года именно Utair предлагал самые дешевые билеты по стране. 

В синдикат кредиторов «ЮТэйр» входят 11 банков, принимать решение об отсрочке платежей по кредиту они могут только при положительном голосовании 66% кредиторов, пояснил источник РБК в одном из банков. По его сведениям, большинство кредиторов выступили против отсрочки платежа.

Что будет с "ЮТэйр"?

В сложившейся ситуации может быть два варианта развития событий, считает старший аналитик АКРА Александр Гущин: если авиакомпания не согласовала процентные каникулы с кредиторами и не достигнет с ними компромисса, то результат может быть печальным — они начнут забирать залоги (самолеты и двигатели) и операционная деятельность перевозчика может оказаться под угрозой. Если же кредиторы согласуют отсрочку по выплате процентов, то ситуация будет схожа с той, что сложилась в конце 2015 года, когда Utair в прошлый раз проводила реструктуризацию кредитов. Тогда на помощь авиакомпании пришел «Сургутнефтегаз», НПФ которого контролирует Utair.

В случае отсутствия компромисса с банками и без поддержки со стороны «Сургутнефтегаза» уже в феврале—марте могут начаться разговоры о подаче иска о банкротстве компании со стороны кредиторов, предполагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Utair станет сложно рассчитываться с поставщиками горючего, сервисными аэропортовыми службами, возможно, начнутся задержки рейсов, поставщики будут требовать предоплату, предполагают эксперты. В случае подачи иска на признание Utair банкротом может уйти несколько месяцев. Но учитывая, что компания является одним из крупнейших российских авиаперевозчиков, в ситуацию может вмешаться государство, указывает Жарский.

Сейчас в авиапарке перевозчика имеется 50 воздушных судов «Боинг» и 12 самолётов ATR-72. В минувшем году компания обслужила 7.9 миллионов пассажиров.

Читайте TIO.BY в Telegram и Яндекс.Дзене

Подписывайтесь на TIO.BY в Telegram и Yandex Zen

Источник: www.rbc.ru