Первым среди государственных органов Беларуси на ситуацию в Тунисе отреагировало Министерство иностранных дел. 30 июня пресс-служба министерства порекомендовала белорусским туристам, которые находятся в Тунисе, быть максимально осторожными на отдыхе, по отношению к тем, кто собирается в Тунис, ничего не было сказано. Пару дней назад свои рекомендации обнародовало и Министерство спорта и туризма. Департамент по туризму рекомендует белорусам воздержаться от поездки в страну.
В редакцию TIO.BY обратился Михаил Булгаков, директор туроператора по Тунису компании Be in Travel, чтобы прокомментировать ситуацию, которая в настоящий момент сложилась на тунисском направлении.
– Министерство спорта и туризма официально порекомендовало туристам воздержаться от поездок в Тунис, почему чартерная цепочка Be in Travel в Хаммамет все же продолжается?
– Я должен отметить, что мне непонятно, исходя из каких оснований Министерство спорта и туризма выдало этот комментарий. Например, представитель МИД позвонил нам сразу же после происшествия, попросил прокомментировать ситуацию, расспросил про наших туристов и мнения их семей. Со стороны МСиТ звонка не было. А если не было вопросов – на каком основании появились рекомендации? Я боюсь быть излишне резким, но если ситуация непонятная, нужно обращаться к первоисточникам, а в этом случае первоисточник по части информации – все же мы! У нас есть связь с отелями, гидами, нашими туристами в Тунисе.
– Но вы и заинтересованное лицо в то же время... Это же ваш бизнес. Понятно, что вы заинтересованы в продолжении полетов в любом случае...
– Мы ничего не скрывали и не скрываем. Мы сразу же, как только это случилось, дали прямые телефоны отелей и гидов всем родственникам, которые просили контакты. Кстати, все наши туристы узнали о случившемся исключительно от родственников из Беларуси. Ни одна семья не обратилась к нам с просьбой вернуть их домой и не высказала никаких просьб экстренного характера. Более того, через несколько дней после теракта три семьи продлили отдых. Потом мы отправляли туристов 30 июня, уже после теракта, вчера мы печатали новые билеты, так как еще четыре семьи с этого рейса решили остаться в Тунисе подольше.
– Когда запланирован следующий рейс?
– Сегодня, 10 июля.
– Были отказы на сегодняшний рейс?
– Да, один официальный отказ на этот рейс, и один отказ был на вылет 30 июня.
– А какая вместимость борта и его заполняемость?
– В районе ста сорока кресел на борту, около ста из них – заполнено.
– Такая же заполняемость была и до происшествия?
– Нет, до теракта летел почти полный самолет, пустовало около пяти кресел. Но стоит заметить, что теракт произошел 26 июня, с того времени примерно 12–14 семей обратились к нам и купили тур на сегодняшний вылет, то есть они это сделали буквально в последние дни. Хотя есть у нас и звонки с вопросами, что будет при аннуляции тура. Мы отвечаем, что действуем в рамках законодательства, и туристы вправе требовать то, что прописано контрактом.
– Агенты говорят, что вы удерживаете с туристов 60% от стоимости тура в случае отказа от поездки. Это законно? И справедливо ли?
– Разные проценты – на разные даты. Чем ближе вылет – тем больше удержание. Деньги, которые нам дали туристы, мы не сложили в тумбочку, а совершили ими оплаты. Мы резервируем отель, оплачиваем чартер. Если от нас потребуется подтвердить эти расходы – мы подтвердим. Все ведь знают, что у разных перевозчиков – разный процент удержания, но он есть.
Есть туристы, которые приходят и говорят, что не готовы лететь. Мы предлагаем им перенести дату, чтобы они подождали, подумали, посмотрели на ситуацию.
– Многие туристы хотят так сделать?
– На самом деле единицы. Да и хочется сказать, что нас оставили с проблемами один на один. Ни один туроператор Беларуси не обратился к нам с предложением помочь и перебронировать туристов на их рейсы в другую страну. Потому что от туристов просьбы все же были, поменять, например, тур в Тунис на поездку в Турцию или Грецию. Но мы узконаправленный оператор, у нас есть только Тунис, и поменять нам его не на что! Ситуация сложная, и никакой дружбы и взаимовыручки среди турфирм не получилось. Никто не решился нам помочь!
– Какие меры безопасности сейчас приняты в Тунисе?
– В наших СМИ прозвучало, что в Тунисе введено чрезвычайное положение. Чтобы усилить регулярные силы полиции, к ним добавили военнослужащих. И чрезвычайное положение было принято, чтобы это подтверждалось официально. Немного обидно, что в Египте чрезвычайное положение так и не отменялось, но об этом как-то забыли. Я не хочу указывать пальцем, мол, посмотрите туда и туда. Но то же самое длится в Египте уже несколько лет, но людей отправляют в Каир, хоть и предупреждают: туда не ходите, в это не ввязывайтесь.
– Но как все-таки проявляется усиленная охрана в Тунисе?
– Если раньше было обычная охрана, по одному-два секьюрити, то теперь въезд и выезд из города контролируют вооруженные люди. Полиция и военнослужащие имеют право проверить документы у каждого, попросить открыть багажник, проверить содержимое багажа. Но таким образом гораздо тщательнее проверяется местное население, а не туристы.
Отельеры могут заказать не просто секьюрити, а охранников с оружием, и многие так делают. На входе в отель стоит охрана, но туристы, как правило, перемещаются свободно и без проверок, все-таки у них браслеты на руках и, как правило, не много вещей.
– Но ведь туристов это должно смущать. Люди с оружием в отелях и на пляже, куда они приехали расслабиться и отдохнуть...
– Я таких комментариев не слышал. Но опять же, возвращаясь к Египту, там это сплошь и рядом. На какую экскурсию ни поедешь – обязательно встретишь человека с оружием. Теперь то же самое и в Тунисе.
– Что ж, спасибо. Посмотрим, как ситуация с Тунисом будет развиваться дальше.
– Да, спасибо.
Тот самый пляж в Сусе, где произошла трагедия...
Подготовила Юлия БАРИЛО