https://www.traditionrolex.com/8
В минувшее воскресенье в Беларуси в преддверии летнего сезона впервые проходил День открытых дверей на сельских усадьбах. О своих впечатлениях и предварительных итогах акции рассказывает организатор Дня открытых дверей, председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия КЛИЦУНОВА

В минувшее воскресенье в Беларуси в преддверии летнего сезона впервые проходил День открытых дверей на сельских усадьбах. О своих впечатлениях и предварительных итогах акции рассказывает организатор Дня открытых дверей, председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия КЛИЦУНОВА.

День открытых дверей мы провели в третье воскресенье мая перед началом летнего сезона, чтобы еще раз обратить внимание граждан на возможность отдыха в белорусской деревне. Как показывает опыт, рекламы никогда не бывает много. Например, бренд Coca-Cola широко известен во всем мире, а статистика показывает, что 40% населения Китая о нем даже и не слышало. То же самое и у нас. Мы много говорим о сельском туризме, тем не менее 80% жителей нашей страны никогда не задумывалось, что можно провести уик-энд или целый отпуск в белорусской усадьбе! Поэтому нам и захотелось объединить государство, независимых экспертов, прессу, общественные организации и агроусадьбы единым делом, которое обернулось бы общим благом. 

В реализации проекта нам очень помог Департамент по туризму. Его сотрудники собирали информацию об усадьбах, готовых 20 мая принимать туристов на бесплатной основе. Подготовленный список, в который вошло около 300 усадеб, мы разместили в СМИ, чтобы желающие смогли решить, куда отправиться на выходные. Перед хозяевами усадеб стояла задача не просто принять гостей на чай-кофе-пироги и продемонстрировать оказываемые услуги, но и показать содержание белорусской деревни, в чем нам сильно помогли районные отделы культуры. «Чарка і шкварка» – это, конечно, хорошо: все уже знают про качество этих продуктов в деревне. Но, если вдуматься, содержание этой известной фразы гораздо богаче, чем кажется на первый взгляд, – это и наши традиции, и фольклор, и обряды, и кухня, и природное наследие, позволяющее совершать различные походы, сплавы. Поэтому в каждом районе происходило что-то интересное. 

Например, наша делегация отправилась в Копыльский район, где в деревне Семежево проходил областной фестиваль ткачества. Это было невероятно красивое зрелище: за десятками ткацких станков сидели мастера из разных регионов. Большинство ткачих были пожилого возраста, но за станками работали и дети – от семи до пятнадцати лет, которые великолепно владеют этим искусством! Они показали, что в этом деле существует преемственность, и навыки мирового уровня не пропадут. Чуть позже мы убедились, что молодое поколение видит себя и в агротуризме, посетив усадьбу «Веселая хата», которой управляет молодой человек. При этом гостеприимный хозяин многое в своем доме сделал своими руками.

В усадьбе «Домелька» недалеко от Раубичей хозяйка, будучи прекрасным флористом, давала мастер-класс по аранжировке цветов. На хуторе Шабли, в усадьбе Шаблинского в Воложинском районе был выбран другой формат – его хозяева проводили субботник по уборке территории большого хутора и организовывали походы по окрестностям. На Шабли проходит множество крупных событий, одно из самых известных – «Вольнае паветра». Молодые люди с удовольствием поехали помочь подготовить площадку к будущим концертам, а заодно осмотреть окрестности. Хозяин усадьбы «Марцінова гусь» Алесь Белый, известный специалист по кулинарному наследию, проводил походы в окрестностях усадьбы и мастер-классы по изготовлению белорусской ляльки. Где-то показывали старинные свадебные обряды, где-то провели охоту с борзыми собаками. Другими словами, продемонстрировали огромный спектр услуг и возможностей, которые есть в белорусской усадьбе.

В проекте участвовали агроусадьбы по всей стране. И Минская область, к слову, не самая активная. Активничают сейчас Гомельская и Могилевская области, где раньше было мало усадеб. Согласно статистике, первое место по количеству усадеб занимает Витебская область с великолепными природными ресурсами, а второе – Гомельская. Хозяева усадеб создают каталоги, проводят форумы, развивают кластерные подходы в развитии туризма, используют инновационные методы.

Аудитория на День открытых дверей реагировала по-разному. Надо сказать, что большого ажиотажа среди посетителей не было, но и такого, что в усадьбу никто не приехал, не случилось. Так не бывает, что объявили День открытых дверей, и в сельские усадьбы рванули туристы. Нет, процесс покупки турпродукта сам по себе всегда очень долгий – турист рассуждает, сравнивает, выбирает, и всегда очень важно, какое впечатление у него останется после отдыха. Тема агротуризма еще раз прозвучала в СМИ, и люди задумались о том, что это может быть интересно.

Я считаю, что для первого раза День открытых дверей в агроусадьбах прошел удачно. В следующем году участие примет большее количество усадеб – если будут хорошие отзывы, многие заранее подумают о третьем воскресенье мая. Чем хороша акция – отсутствием бюджета. Все происходило на энтузиазме людей, успешной координационной работе многих структур. Общими силами нам удалось продвинуть эту красивую тему. В течение недели мы будем подводить итоги акции – связываться с хозяевами усадеб, чтобы услышать их мнение. Если она покажет себя эффективной и полезной, возможно, в будущем году мы найдем спонсоров, которые позволят составить более четкую программу: мы составим графики и маршруты, сделаем промо-туры для журналистов. Инициатива ведь хорошая.

Записала Яна ШИДЛОВСКАЯ

 

    

https://www.traditionrolex.com/8