Развитию партнерских отношений санаторно-курортных учреждений Беларуси и туроператоров сегодня мешает некорректное ценообразование в санаториях и жесткие условия сотрудничества. В результате – падение популярности среди российских и белорусских туристов, неполная загрузка здравниц и бесперспективность дальнейших деловых контактов турагентов с отечественными здравницами
Сотрудничая с болгарскими и греческими партнерами, мы получаем цены на летний отдых еще зимой (декабрь-январь). Таким образом, мы можем позиционировать их продукт на белорусском рынке, делать онлайн подбор туров и осуществлять акцию «Ранее бронирование», а туристы, в свою очередь, имеют возможность выбора и могут экономить свои деньги.
Что же касается сотрудничества с белорусскими санаторно-курортными учреждениями, то здесь мы чувствуем себя, как будто в чужой стране. Цены на путевки определяются санаториями в последний момент, например, на 1-й квартал – в день начала 1-го квартала. И зачастую возникает ситуация, когда уже необходимо позиционировать белорусский турпродукт на международных выставках, когда на него уже есть спрос и нужно обеспечить реализацию, а цен все еще нет. Заключая договор с тем или иным санаторием, мы получаем условия реализации, как правило, без права аннуляций. Но реализовать данные путевки, обеспечивая глубину продаж, сегодня просто невозможно: во-первых, цены на отдых и оздоровление значительно возросли, во-вторых, цены не поступают туроператорам вовремя (они должны быть озвучены хотя бы за три месяца до начала продаж), в-третьих, из-за отсутствия гибкого ценообразования для белорусских туроператоров.
Иногда возникает ощущение, что у белорусских санаториев не всегда присутствует трезвый финансово-экономический расчет, что приводит к неадекватным ценам. Ведь турпродукт мало создать, его нужно еще и продвигать, обеспечивая соответствующее цене качество.
Белорусские здравницы преуспели в заключении таких договоров, по которым они могут диктовать свои условия. Максимальная скидка, которую туроператору могут сделать в наших санаториях, как правило, составляет от 1% до 8%. И не важно, покупает туроператор 1, 100 или 1000 коек, стоимость от этого нисколько не снижается. Разве это современный подход?! В то же время, такая практика уже давно не применяется за рубежом. Наоборот, чем раньше ты бронируешь и оплачиваешь тур, тем больше выигрываешь в цене. Вся разница в образе мышления собственников белорусских санаториев и руководителей оздоровительных центров за границей, и пока она не исчезнет, проблема будет существовать.
Обращает на себя внимание еще один странный парадокс: одно из условий санаторно-курортных учреждений для белорусских туристических предприятий – реализация путевок только иностранным гражданам. В то же время по требованиям здравниц Белпрофсоюзкурорта, туристические предприятия – резиденты Республики Беларусь – не имеют право реализовывать путевки иностранным гражданам!
Стоимость отдыха в санаториях сегодня увеличилась на 20-35%, в то время как качество оказываемых услуг осталось на прежнем уровне. И оно далеко от европейских стандартов, хотя в том, что касается лечебно-оздоровительных процедур, качество на высоте. При продаже путевок в белорусские санатории до сих пор необходимо ориентировать клиентов на средние условия проживания, т.к. «еврономеров» там очень мало, практически везде отсутствует питание по системе «шведский стол», инфраструктура в большинстве санаториев является скромной.
Пока сложно делать какие-либо прогнозы и говорить о том, пойдут ли наши санатории на снижение цен, чтобы привлечь больше отдыхающих и увеличить загрузку, но обратить внимание на данную проблему следует. По-моему, маркетологи и экономисты не понимают, что нельзя просто устанавливать неконкурентные цены. Может быть, нужно наконец-то считаться с мнением белорусских туристических предприятий?
Прошлогоднее повышение цен можно было понять и объяснить нестабильной валютной ситуацией и кризисом в стране в целом. Но сегодня уже можно более-менее прогнозировать валютный курс, уровень инфляции. Создается впечатление, будто белорусские санатории живут одним днем: повысили цены и думают: авось пронесет. Но это ошибка, и она будет дорого стоить тем, кто сейчас неразумно подходит к ценообразованию. Это и неправильное ведение бизнеса в том числе. Сегодня мы совместно с санаториями уже должны обсуждать зимний отдых и его перспективы, а в реальности – не можем разобраться, что происходит с ценами на данный момент.
В прошлые годы мы наблюдали большой спрос на отдых в наших санаторно-курортных учреждениях, но в этом году, во-первых, из-за не сформированных вовремя цен на отдых, во-вторых, из-за их неоднократного повышения, интерес значительно снижается. Я уже не вижу ажиотажного спроса среди российских туристов, многие из них стали отдавать предпочтение отдыху на родине. Потому что российские санатории учатся на своих ошибках. Сегодня их здравницы реновируются, сервисное обслуживание и номерной фонд улучшаются, а цены в это время остаются на умеренном уровне, удовлетворяя россиян. Как известно, спрос на наше санаторно-курортное лечение существует в основном за счет клиентов из России, и если эта часть туристов будет потеряна, санаториям придется нелегко.
Очевидно также снижение покупательской способности белорусов, особенно в части детского и молодежного отдыха. Стоимость путевки в детские санатории также достаточно высокая, и мы видим, что далеко не все белорусские родители могут приобрести своим детям путевки в оздоровительные детские учреждения. А дотации на круглогодичные детские учреждения не распространяются. К тому же, теперь и для граждан России стоимость путевок в наши санатории достаточно высокая.
Я не первый год в туристическом бизнесе, и такое впечатление, что мы ходим по какому-то замкнутому кругу. Все эти проблемы уже неоднократно поднимались и обсуждались на различных коллегиях и комиссиях, но так или иначе все заканчивается только разговорами. Может, все встречи и круглые столы и проводятся только для того, чтобы просто поговорить? Сегодня сотрудничество белорусских турфирм и санаториев бесперспективно, потому что отсутствует стратегия совместной работы. Белорусские здравницы почивают на лаврах и позиционируют себя как эксклюзивный отдых. А белорусским турфирмам гораздо выгоднее вести сотрудничество с зарубежными партнерами. И получается, как в знакомой басне Крылова «Лебедь, рак и щука», – «А воз и ныне там!».