Вот и наступил сентябрь, через месяц закончится активный сезон-2012.
По многочисленным отзывам руководителей фирм, сезон оказался на редкость удачным, хотя вначале сезона пессимисты ожидали провального лета и чуть ли не апокалипсиса белорусского турбизнеса.
Оптимисты в силу своего видения как обычно надеялись на лучшее.
Вообще из своего 20-летнего опыта работы в турбизнесе могу сказать, что практически невозможно предугадать, каким будет сезон. Более-менее уверенно белорусский турбизнес чувствовал себя и стабильно наращивал объемы до 1998 года и в период 2004–2008 годов. Потом наступили турбулентные времена. И вот 2012-й показал стабилизацию и рост. Надолго ли? Это покажет время…
Я же попытаюсь назвать причины роста бизнеса эти летом. Мнение мое, безусловно, является субъективным.
Первая и самая главная причина – психологическая, именно так я ее охарактеризовал бы.
Кризис прошлого лета оставил отпечаток в памяти у всех. Это и тревога, и невозможность покинуть работу, кому-то надо было искать валюту, у кого-то возникли другие проблемы, у всех – паника. Надо сказать, что поначалу и я испытывал панические настроения и ужас от возможных последствий уже третьего кризиса за историю своего бизнеса.
Я чувствовал усталость от одной мысли, что придется опять преодолевать все тяготы кризиса, сокращать расходы, ужиматься и так далее. Но тем не менее без лукавства скажу, что в итоге сезон-2011 оказался на удивление хорошим, нам даже удалось сократить расходы за счет девальвации и дополнительно получить прибыль от курсовой разницы. Поведение клиентов в тот момент было таким: средний класс особенно пострадал, их доходы упали в 3 раза, по этим людям кризис ударил особенно болезненно, и многие из них отказались от поездок за границу. Состоятельный класс белорусов не привык отказывать себе в отпусках и продолжал бронировать путевки.
И вот наступает сезон-2012 . Кризис вроде бы прошел, валюта есть, купить ее нет проблем, курс не скачет. Как говорится, в Багдаде все спокойно.
Средний класс, не получив отпускных впечатлений в прошлом году, буквально ринулся на отдых. Сработал эффект отложенного спроса. Причем самый большой рост количества клиентов наблюдался у автобусных операторов, это я говорю на основании разговоров с ними. Состоятельный класс также отправился на отдых – в атмосфере спокойствия и стабильности, без нервотрепки.
Вторая и третья причины удачного сезона – экономические.
Во-первых, резко упал курса евро по отношению к доллару, вследствие кризиса еврозоны. Скорее всего первопричиной стал европейский кризис, точнее его обострение.
Если в прошлом году среднестатистический курс за июль составил 1,43, то в этом году – 1,227. Разница немалая. Европа стала доступнее, в том числе и для наших туристов. К примеру, в прошлом году путевка стоила 1000 евро, что составляет 1430 доллара, а в нынешний сезон тот же тур обходился клиенту уже на 200 долларов дешевле – 1227 долларов.
Те, кто работает за доллары, а таких в Беларуси достаточно много, однозначно выиграли. Те, кто получает вознаграждение в рублях, тоже не проиграли, обменяв рубли на евро.
Собственно говоря, обменный курс очень влияет на туризм. Когда доллар сильный, полно американцев в Европе. Когда крепчает евро, в долларовую зону устремляются европейцы.
Во-вторых (и это третья причина), в Беларуси произошел ощутимый рост заработной платы. По последним данным, средняя зарплата за июнь составила 450 долл. То есть мы приближаемся к заветной мечте. Кроме того, вследствие прошлогоднего кризиса в стране наблюдался большой отток рабочей силы во всех областях, особенно в строительстве. Чтобы удержать сотрудников, фирмы вынуждены поднимать зарплату. Безусловно, росту заработной платы способствовали и директивные экономические методы. Благоприятное воздействие на экономику имели дешевый газ и российские кредиты.
Четвертая причина, возможно, не так важна, но тем не менее она тоже сыграла свою роль. Этим летом у белорусов не было надобности покупать автомобили. Их с лихвой все уже накупили до 1 июля 2011-го. Соответственно, деньги можно было потратить на отпуск, а не на машину. Ведь покупка автомобиля всегда была важной статьей расходов в бюджете среднестатистической белорусской семьи. Не имея внушительных автомобильных трат, семьи чувствовали себя достаточно свободными в расходовании средств на отпуск.
Среди прочих причин можно также выделить и раннее бронирование, и сумасшедшие скидки до 40%, и несколько иных обстоятельств.
Но теперь, конечно, главный вопрос: каким же будет сезон-2013? Ответа на него, безусловно, нет. Но из собственного опыта могу дать совет коллегам: надо планировать рост! И, думаю, окрыленные удачным сезоном фирмы так и поступят.