https://www.traditionrolex.com/8
На разработку бренда Минска городская администрация выделила 30 тысяч долларов. Такой суммы, по словам главы Института государственных идеологий (INSTID) Александра Гранда, чья фирма выиграла тендер на создание бренда, недостаточно, даже для того чтобы, к примеру, оплатить услуги дизайнера и фотографа проекта Карла Главера. Несмотря на это, у INSTID серьезные планы: создать масштабную брендинговую программу, которая серьезно изменит жизнь города. О том, какая работа в данный момент ведется по созданию бренда Минска, где и какими способами фирма планирует получить дополнительное финансирование и почему создание бренда белорусской столицы важно не только для лондонской фирмы, но и для всех минчан, рассказывает директор INSTID Александр Гранд

На разработку бренда Минска городская администрация выделила 30 тысяч долларов. Такой суммы, по словам главы Института государственных идеологий (INSTID) Александра Гранда, чья фирма выиграла тендер на создание бренда, недостаточно, даже для того чтобы, к примеру, оплатить услуги дизайнера и фотографа проекта Карла Главера. Несмотря на это, у INSTID серьезные планы: создать масштабную брендинговую программу, которая серьезно изменит жизнь города. О том, какая работа в данный момент ведется по созданию бренда Минска, где и какими способами фирма планирует получить дополнительное финансирование и почему создание бренда белорусской столицы важно не только для лондонской фирмы, но и для всех минчан, рассказывает директор INSTID Александр Гранд.

– Александр, расскажите, что для вас означает понятие «бренд», и как вы собираетесь применять его к Минску?

– Бренд в нашем понимании – это не просто логотип или знак, фирменный стиль или набор концепций, это неформальная культура или традиция города, которая отражается во всем, что делает город и люди, которые в нем живут. Брендом будет являться свойственная только этому городу «минскость», которую мы сейчас усердно стараемся найти. Если обратиться к истории, то брендом когда-то называли клеймо, которое ставили на крупный рогатый скот, чтобы отличить собственную лошадь или корову от принадлежащих другим владельцам. Таким образом, бренд – это культура или традиция, которая ставит свое незримое клеймо на все, что происходит в одном определенном месте.

Например, одеваться и выглядеть, вести бизнес, думать и принимать решения по-мински, как это? Яркий бренд города должен проявляться в том, что происходит в Минске, что продуцируют город и его люди. В городе должен быть определенный стрежень, который задает вектор развития, на который нанизываются все отрасли народного хозяйства и социально-экономической жизни. И эти традиции с течением времени не должны изменяться. Например, лондонцам не надо объяснять, что готовить на Рождество, что надевать на греблю, потому что они и так знают. В школе их этому не учат, но знания передаются от поколения к поколению.

– Расскажите о том, на какой стадии сейчас находится работа по созданию бренда Минска, и что в итоге он будет из себя представлять.

– Мы активно проводим брендинговую программу, одной из составляющих частей которой является исследование, направленное на нахождение минской идентичности, и мы уже на полпути к его завершению. Мы опрашиваем людей и на улице, и в интернете, но данное исследование не похоже на классический социологический опрос. Мы работаем на качество, а не на количество. Одним из самых распространенных методов исследования является интервью. Обычно они длятся час-полтора и проводятся с представителями всех групп влияния в городе, так как нам интересна максимальная репрезентативность. Также проводим интервью с отраслевыми чиновниками, но они носят больше технологический характер. Кроме Минска, мы уже провели подобные интервью в более 10 странах Европы: в Британии, Франции, Бельгии, Германии, Австрии, Люксембурге, Лихтенштейне, Швейцарии, Польше, Словении и Хорватии.

– У вас есть специальный штат сотрудников, которые занимаются данными исследованиями?

– На исследования из нашего штата задействованы шесть сотрудников плюс три эксперта. Курирует все процессы в данной сфере директор по исследованиям нашей фирмы. В дополнение к различным интервью мы проводим масштабное кабинетное исследование: начиная от изучения архитектурного плана и стратегии развития города Минска до 2020 года и заканчивая мониторингом материалов о Минске белорусских и зарубежных СМИ.

– Какие мероприятия входят в программу создания бренда Минска?

– Мы планируем создать книгу и одновременно онлайн-ресурс о Минске, которые в увлекательном и современном формате расскажут о философии, истории, характере и особенностях города. Книга будет разрабатываться при участии британских специалистов и как приложение для iPad/iPhone/Android. Еще одним пунктом программы будет создание гимна или музыкальной темы Минска, которая мобилизует и объединит жителей, даст им источник вдохновения и популяризует город. Например, как в свое время песни «Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Отель «Калифорния», «Лучший город земли» и т. д.

В наших планах также создание для Минска собственного шрифта. Сейчас личный шрифт – самое престижное явление в мировой практике территориального брендинга. Шрифт отражает характер и особенности восприятия информации жителями города, психологически делает информацию более доступной и приемлемой для публики. Этот шрифт можно будет использовать для всех видов визуальной коммуникации городской администрации и при международном продвижении Минска, а также в работе городских СМИ. Также одним из проектов брендинговой программы является создание серии художественных работ, отображающих историю и современность города. Они могут экспонироваться в Минске, Беларуси и за рубежом, перевозиться на международные выставки и в посольства Республики Беларусь в разных странах. На их основе можно будет создать сувенирный календарь представительского класса, а также серии открыток. Помимо этого, мы планируем создать уличный символ города: это должно быть нечто особенное, яркое и запоминающееся, при этом утилитарное, отражающее суть и дух города. К примеру, вспомните красные двухэтажные автобусы и телефонные будки в Лондоне, сиреневые баки в Ливерпуле.

Причем особенно радует то, что со своими инициативами к нам напрямую активно обращаются минчане, которые предлагают свои услуги. Кому-то нужен опыт, кому-то просто скучно, а кому-то престижно поучаствовать в таком масштабном и общественно значимом проекте.

– Помощь минчан носит исключительно волонтерский характер или все же будет как-то оценена материально?

– Для волонтеров, которые предлагают нам свои идеи и помощь, мы предусматриваем вознаграждения из бонусного фонда, которого, однако, пока нет. На всю программу, как известно, Мингорисполкомом было выделено 30 тысяч долларов. А серьезные проекты за такие суммы, конечно, не делаются. По итогам программы, если у нас все получится, мы отметим тех, кто особенно эффективно поучаствовал в ее создании, специальными вознаграждениями. Бонусный фонд мы планируем создать на основе госсредств и тех денег, которые мы получим от заинтересованных компаний.

– Кстати о финансировании. Имея столь ограниченный бюджет, где вы собираетесь искать дополнительные средства для осуществления проекта?

– Мы хотим, чтобы минчане поняли, что подобный проект должен быть интересен не только администрации и фирме-создателю, но и самим горожанам, бизнесменам, компаниям и фирмам города. Только тогда он будет эффективен. Поэтому в финансировании проекта мы надеемся на средства, которые собираемся получить от бизнесов и компаний, ассоциирующих себя с Минском и заинтересованных в создании бренда города.

Сейчас мы налаживаем работу в этом направлении. Конечно, надеемся, что и сами компании будут обращаться к нам и предлагать свою помощь. Для этого будет организован интернет-кошелек, куда можно будет перечислять деньги. Но и мы также будем обращаться с официальным письмом-приглашением, где будет предложено присоединиться к проекту, ко многим минским компаниям и государственным организациям. Кроме того, сейчас разрабатывается специальная мерчандайзинговая программа, по которой желающие могут купить майку, сумку или значок с символикой нашей компании, а вырученные деньги пойдут на финансирование проекта.

Пока мы в основном устно обращаемся в крупные компании, хотя постепенно приходит понимание того, что лучше все-таки работать с мелкими фирмами, то есть ориентироваться на много маленьких взносов. Ведь любой нормальной компании ничего не стоит выделить 10–30 млн белорусских рублей на разработку бренда города, это не такие большие деньги. Вместе с тем проекту это очень поможет. И если будет 100–200 таких компаний, программе гарантирован успех.

Пока мы обращались в фирмы из совершенно разных сфер и областей. Мне в частности кажется логичным, что, например, игорные заведения, которых сейчас много в Минске, но у которых, однако, не самый позитивный имидж в городе, могут воспользоваться участием в данном проекте, чтобы серьезно, достойно интегрироваться в социальную жизнь города и создать себе устойчивую и позитивную репутацию.

– Но у игорных заведений во многих странах слава не самая лучшая. Может, им и не нужна хорошая репутация?

– Я так не считаю. Например, в Лондоне многие игорные заведения выросли из джентльменских клубов, где издавна играли в карты. И к казино у нас совершенно нормальное отношение. Игорные заведения находятся в самом центре города, не выглядят вульгарно, и поехать проиграть 1500 фунтов – совершенно нормальное занятие для многих лондонцев.

Суть в том, что по факту игорные заведения являются отраслью, которая формирует экономику города (посмотрите хотя бы на рекламу по пути из аэропорта в Минск), но совершенно не интегрированы в социальную жизнь города. Если спросить обычных людей об их ассоциациях и впечатлениях, то можно выяснить, что отношение к казино в обществе негативное. А подобная репутация минским игорным заведениям невыгодна.

Для таких организаций, как казино, 10–30 млн – это не те деньги, о вложении которых стоит беспокоиться, в то же время участие в проекте может повлиять на  улучшение их репутации в городе довольно серьезно. И я, как стратег, считаю, что для минских казино было бы очень дальновидно и разумно поучаствовать в программе.

– Получается как при строительстве Национальной библиотеки. Соберем всей страной…

– Не совсем. Мы же не будет собирать деньги в обязательно-принудительном порядке. Сейчас нам необходимо объяснить людям, для чего делается этот бренд, почему это так важно и самим горожанам, и Минску. И мы очень надеемся, что люди действительно этим проникнутся.

– Насколько процентов вы уверены в успехе?

– Это нельзя измерить в процентах. Если я это делаю, значит, я в это верю. Иначе мы бы за это дело не брались.

– Почему ваша компания захотела поучаствовать в данном проекте?

– В некоторой степени это наше личное теплое отношение к Минску. Но только в совсем малой степени. Гораздо больше чисто профессионального интереса. Ведь Минск – это мегаполис, почти двухмиллионник, с тяжелой судьбой, у которого бренд почти никогда не создавался целенаправленно. Редкий проект. Брендировать Лондон или Нью-Йорк гораздо проще, чем Минск, и если проект удастся, это добавит нам профессионализма и известности.

– Как изменится Минск, если программа завершится успешно?

– Активизируется социально-экономическая жизнь города. Минск будет гораздо активнее и эффективнее развиваться в заданном ему направлении и темпе. И вокруг города сформируется хорошо выраженная и свойственная только ему аура, которая будет привлекать сюда больше туристов. Город станет более инвестиционно привлекательным. Минск будет жить своей собственной, независимой, не продиктованной обстоятельствами и внешней средой жизнью, что будет делать самих минчан счастливее.

Беседовала Янина Седельник

https://www.traditionrolex.com/8