Рубрика «Кинотуризм» Олега ПАВЛОВА
After Life, США, 2009, 104 мин., R. Реж. Агнешка Войтович-Восло («Pate»); в рол.: Кристина Риччи (Анна Тейлор), Лиам Нисон (Элиот Дикон), Джастин Лонг (Пол Коулман), Чандлер Кентербери (Джек), Селия Уэстон (Беатрис), Джош Чарльз (Петерсон)
Жанр. Философская печальная черная комедия.
Как в жизни. Если для вас существуют темы, к которым ирония неприемлема, лучше дальше не читать... Да и фильм не смотреть, ибо он еще более циничен, чем любые отклики о нем.
За гранью. Будучи агностиком, в общем-то понимаю верующих. Действительно, «вступив в ряды» какой-нибудь из религий, автоматически получаешь «уверенность в завтрашнем дне». Отчего безжалостная смерть начинает походить на отправление души в роскошный тур, в котором «включено все» и даже больше. Хотя отзывов побывавших «там», к сожалению, пока не попадалось, и даже кинематограф избегает демонстрации рая. Конечно, когда сочинялась Библия, визуальное представление о нем казалось совершенно очевидным, что и отражено в ряде художественных полотен. Сегодня же подобное объективно не выглядит привлекательным, поэтому остается лишь уверовать в то, что все будет неведомо как, но классно.
Гроб с музыкой. Похоронный бизнес по сути напоминает туристический. Только угодить надо не тому, кто отправляется в (последний) путь, а тем, кто за это платит. В принципе, все форматы посмертных процедур и захоронения можно разделить и обозначить «звездочками». К сожалению, случаются и «групповые туры» на тот свет, но все же большинство клиентов - индивидуальные. И к каждому желательно относиться с уважением. Как и поступает владелец провинциального похоронного бюро Элиот Дикон, благодаря усилиям которого всякое поступившее накануне мертвое тело выглядит на похоронах значительно лучше, чем живое. Заведение оснащено массой специальных приспособлений и субстанций, поэтому возможно не только устранение внешних дефектов (особенно после несчастных случаев), но и создание нового имиджа (например, перекраска волос). Элиот черпает вдохновение, колдуя над телами, отчего невольно задумываешься: а не маньяк ли он?.. В любом случае, действие буквально завораживает.
Привет, Агнешка! Как известно, белорусский кинематограф, если всерьез, так и не состоялся. Хотя его материальная база позволяет надеяться на лучшее. Не хватает ярких личностей, прежде всего режиссеров. На мой взгляд, сильно мешает ментальная зацикленность на кинематографе восточного соседа - причем даже тем белорусам, которым повезло попасть на «Мосфильм». Поэтому было бы здорово, если бы мы поучились у западного соседа. В его кинематографе то и дело появляются звонкие имена, а операторская школа и вовсе вызывает восхищение. Да и Польша нам не чужая. Об этом лишний раз подумалось, когда узнал, что данный голливудский фильм является полнометражным дебютом польки А.Войтович-Восло (род. в 1975 г. в Варшаве). Начинала она карьеру на родине, потом окончила школу искусств в Нью- Йорке, собрав богатый урожай наград студенческой короткометражкой. Кстати, Агнешка поработала и над сложным мультимедийным проектом для Парижской оперы. Режиссеры, в идеале, не должны замыкаться на фильмах и ограничиваться стенами определенных студий. Это ведь «свободно конвертируемая» профессия. Добавлю, что «Жизнь за гранью» выглядит зрелой и целостной лентой, без часто случающегося стремления «шуметь», пока молодой.
О сюжете. События стартуют эротической сценой, в которой учительнице Анне (29-летняя К.Риччи, «Пенелопа») не до удовольствия. Сначала не удается должным образом возбудиться, а потом, уже в дУше, носом начинает идти кровь. Впрочем, это скорее отражение того, что происходит в ее душЕ. А выражается все в капризности, вздорности, присущей этой особе. Заводится она с пол-оборота, не всегда вникая в суть происходящего. Вот и известие о том, что ее парень Пол получает повышение по службе и зовет ее вместе с собой в Чикаго, приводит Анну в негодование. В таком состоянии она садится за руль и несется вперед. Спустя некоторое время девушка с удивлением обнаруживает себя в странном помещении, где мрачно и холодно, а вежливый хозяин в ответ на вопрос «где я?» чинно отвечает: «В похоронном бюро». И показывает ей свидетельство о смерти. Мол, лежи спокойно, тело уже тронуто разложением, а его надо оперативно довести до презентационных кондиций. Но покойная не соглашается быть паинькой, тем более что душа ее все еще рядом. Анна встает, ходит, берет в руки предметы, слышит зовы Пола, которого к ней не пускают. Нет, это не ужастик. И речь не о маньяке, не о зомби, но разобраться лучше самостоятельно. Действо не обходится без «обнаженки» и натуралистичности, но они в данном случае не цель, а средство. Об этом свидетельствует и подытоживающая фраза: «Мы умираем, чтобы люди ценили жизнь».
Увы... 56-летний Л.Нисон («Список Шиндлера») в период работы над «Жизнью за гранью» скоропостижно овдовел, а поэтому особенно отчетливо понимал, с чем имеет дело. Напомню, популярная актриса Наташа Ричардсон, катаясь без шлема на трассе для новичков горнолыжного курорта Мон-Тремблан, упала, ударившись затылком, но не получив видимых повреждений. Но затем впала в кому, а двое суток спустя. По мнению врачей, своевременное обращение к ним спасло бы ее. Кстати, наступает зимний сезон, так что берегите себя.
Прочая информация. Оператор - грек А.-Н.Микос («Человек на Луне»). Съемки заняли 25 дней. Наград нет. Сборы в США $0,11 млн. Сборы за рубежом $1,1 млн. Бюджет $4,5 млн. Рейтинг IMDb - 6,1/6672 голоса. **1/2
Смотрите в кинотеатрах Минска со 2 декабря