https://www.traditionrolex.com/8
<p>Рубрика <strong>«</strong>Кинопремьера»<strong> </strong>Олега <strong>ПАВЛОВА<br /></strong>Мистический трил­лер. В 2007 году за­метным кинособытием стал минибюджетный ($15 тыс.) псевдодокументальный фильм «Паранормальное яв­ление». В мировом прокате он собрал $193,8 млн. Таким стал дебют 36-летнего Орена Пели («Зона 51»), по обра­зованию графика-аниматора, который был и режиссером, и сценаристом, и операто­ром, и монтажером...</p>

Рубрика «Кинопремьера» Олега ПАВЛОВА

Рaranormal activity 2, США, 91 мин., R Реж. Тод «Кип»Уильямс («Приключения Себастьяна Кола», «Дверь в полу»); в рол.: Брайан Боланд (Дэниел Рей), Спрэг Грэйден (Кристи), Молли Эфраим (Эли), Вивиз Кортес (Мартини), Кэти Фезерстон (Кэти), Мика Слот (Мика)

kino

Жанр. Мистический трил­лер.

Истоки. В 2007 году за­метным кинособытием стал минибюджетный ($15 тыс.) псевдодокументальный фильм «Паранормальное яв­ление». В мировом прокате он собрал $193,8 млн. Таким стал дебют 36-летнего Орена Пели («Зона 51»), по обра­зованию графика-аниматора, который был и режиссером, и сценаристом, и операто­ром, и монтажером... Съемки проводились в доме автора ленты и заняли все­го лишь неделю. Но фильм действительно производит сильное впечатление. Я оценил его в три «звездочки» из четырех, а рейтинг IMDb - 6,7/59396 голосов при разумном скептицизме в отношении технического уровня картины. Отме­тили «Явление» и кинопремиями, пусть и не главными.

Приквелизация. Было бы странно, если бы Голливуд упустил такой проект из виду. Тем более что интернет буквально гудел от интереса и к фильму, и к затронутым в нем темам. Впечатлился даже С.Спилберг, рассказавший, что во время просмотра «Паранормального явления» дверь в его спальне захлоп­нулась с такой силой, что пришлось вызывать слесаря (хорошо еще не пара­психолога). Мэтр посоветовал молодому коллеге изменить концовку, и сейчас существует три (!) версии фильма с разными развязками. Естественно, в Голли­вуде стремились «ковать железо, пока горячо», но в итоге подзатянули, выйдя к зрителю не с продолжением, а с тем, что предшествовало событиям первой ленты. Причем отец-основатель затеи Пели выступил на сей раз лишь как со­продюсер. Важно отметить, что одни зрители видели (и помнят) события пер­вого фильма, знакомы с местом действия, персонажами и атмосферой, другие приступают с чистого листа. Если честно, даже не знаю, кто в более выигрыш­ном положении. Пожалуй, вторые. И даже не хочется разъяснять, почему.

Производство. По сравнению с первой лентой бюджет возрос многократ­но, однако по меркам современного кинопроизводства является крайне скромным. Поэтому о привлечении звезд речи не шло, но оператор, монтажер и прочие творцы были из разряда опытных, а сценарий создавала группа авто­ров. Съемки проводились в том же самом доме в Сан-Диего, только отремон­тированном и больше не служащим жильем Пели.

Настроение. Я понимаю все прелести кинотеатров - сам в них провел, на­верное, пару лет жизни, но представляемый фильм стоит смотреть не в мно­голюдном зале, а в пустой квартире после полуночи. Тем более что зал отнюдь не всегда реагирует адекватно. Бывает, что зрителей тянет изображать кло­унов или истерически смеяться. Иное дело, когда это комедия, или события картины насыщены спецэффектами, которые дома в полной мере оценить невозможно. Но в данном случае нет ничего такого, чему требуется исклю­чительно большой экран. К слову, уже выросло поколение, с младых ногтей знающее, что такое фильмы ужасов. Зрители более старшего возраста зна­комились с ними уже будучи зрелыми, чаще всего с приходом видеоэры и в ужасном качестве. С первым полноценным ужастиком я познакомился в на­чале 80-х на чрезвычайно закрытом показе, когда повышал квалификацию во ВГИКе. Не могу сказать, что был сражен, но помню, что, отправившись сразу после сеанса в Минск на поезде, несколько раз просыпался на верхней полке от ощущения, что меня душат.

О сюжете. Полагаю, что при СССР «Паранормальное явление» в прокат не выпустили бы не только из-за крамольной жанровой принадлежности, но и из-за антуража: дом - полная чаша, причем добытчик, кажется, один - менед­жер фирмы быстрого питания Дэн. Жить здесь очень комфортно, да и психо­логическая атмосфера замечательная. Это мы понимаем по первым минутам фильма, в которых младенца Хантера знакомят с родным домом. С его имен­ной комнатой, с практически квартиркой его взрослой сводной сестры Эли, с бассейном, с нянькой-служанкой Мартини, с настолько покладистой овчар­кой, что иногда она кажется частью дизайна. Разумеется, масса бытовой тех­ники. Однако вскоре требуются серьезные дополнения. Сразу после того, как, вернувшись домой, хозяева обнаруживают, что все в нем перевернуто вверх дном. Причем практически ничего не исчезло. «Может, это шалость?» - думает Дэн и вызывает специалистов, которые развешивает незаметные камеры сле­жения, видящие в том числе и в темноте.

Парадокс. Конечно же, я не буду раскрывать сюжетные интриги, однако за­мечу, что логика не всегда доминирует и по эту сторону добра. Например, те же видеокамеры. Складывается впечатление, что важнее было их установить, чем ими пользоваться. Очевидно, потому, что решительно не хочется поколе­бать имеющиеся представления о мире. Как следствие, недоверие к запечат­ленной картинке логично перерастает в попытку объяснить происходящее на ней исключительно здравым смыслом. И высмеять или даже послать подаль­ше.

Прочая информация. В ленте можно заметить массу разного рода несоот­ветствий. От идущей в кадре телепередачи 2009 года (события фильма про­исходят в 2006-м) до ряда несовпадений в расположении предметов на со­седних планах (например, меняются кастрюльки, висящие на кухне). Главные неприятности происходят, когда в отсчете минут есть цифра 9. В следующем году выйдет в свет «Паранормальное явление 3», созданное той же командой, что и «два». Сборы в США $84,3 млн. Сборы за рубежом $83,3 млн. Сборы в Рос­сии $5,5 млн. Бюджет $2,75 млн. Рейтинг IMDb - 6,2/9426 голосов. **

Смотрите в кинотеатрах Минска с 16 декабря.

https://www.traditionrolex.com/8