https://www.traditionrolex.com/8
На сегодняшний день состояние гостиничного бизнеса в Беларуси сложное, местами даже плачевное, но ситуация очень активно меняется. Все гостиницы и гостиничные комплексы, которые были построены в Беларуси, в большинстве своем старые и требуют реновации. Во многих гостиницах обновление номерного фонда уже началось. Кроме того, и в Минске, и в регионах появляются новые гостиницы, на белорусский рынок приходят международные отельные цепи.

На сегодняшний день состояние гостиничного бизнеса в Беларуси сложное, местами даже плачевное, но ситуация очень активно меняется. Все гостиницы и гостиничные комплексы, которые были построены в Беларуси, в большинстве своем старые и требуют реновации. Во многих гостиницах обновление номерного фонда уже началось. Кроме того, и в Минске, и в регионах появляются новые гостиницы, на белорусский рынок приходят международные отельные цепи. Так, Rezidor Hotel Group уже официально объявила об открытии в середине 2012 года нового отеля в Минске под брэндом Radisson Olympic Blue. Тем не менее этого недостаточно, чтобы удовлетворить уже существующий спрос на проживание со стороны иностранных туристов.

Для минских гостиниц наступает поистине золотой период, когда в пиковые даты они буквально трещат по швам – даже пятизвездочные гостиницы, которых в столице всего две, заполнены до отказа. Как результат – быстрее изнашивается номерной фонд, неравномерно распределяется нагрузка на персонал и возникают сложности в выстраивании отношений с партнерами. Номеров катастрофически не хватает, а тут еще и крупнейшая трехзвездочная гостиница «Беларусь» закрывается на реконструкцию. Перспектива на ближайший год ясна – гостиницы будут полными, и кто-то откровенно пытается воспользоваться этой ситуацией. Отели меняют ценовую и маркетинговую политику, а это не всегда хорошо и может привести к кризису. Цены на проживание в белорусских гостиницах, особенно в Минске, по сравнению с Европой очень высокие, причем цена не всегда соответствует качеству. Мы уже наблюдали похожую ситуацию в Москве, когда в городе случился огромный дефицит номеров, и гостиницы уровня 3* запрашивали цены, соответствующие уровню 5*. Потом грянул кризис – и расставил все по своим местам: даже пятизвездочные отели предлагали немыслимо низкие для Москвы цены. Сейчас ситуация на российском рынке постепенно выравнивается, но многие клиенты переориентировались на более бюджетные варианты 3-4*.

Сильное влияние на политику наших отелей, в том числе и ценовую, оказывают законодательные и административные факторы. Например, последние изменения в порядке формирования цен только в национальной валюте. Ответьте на вопрос: кого из зарубежных туроператоров интересуют цены в белорусских рублях? Ответ очевиден – никого. Отелям пришлось тратить время на объяснения и уговоры. Кроме того, постановление вышло после того, как у гостиниц были подписаны контракты на 2011 год. Их переподписание привело к тотальной остановке продаж белорусских гостиниц международными туроператорами более чем на месяц.

Еще один момент – доведение до предприятий гостиничной сферы объемов роста экспорта услуг. Безусловно, это важный показатель эффективности работы отеля. Но все же надо учитывать объективную реальность: если средний процент годовой загрузки минских, да и многих региональных, отелей составляет 70-80%, каким образом его можно увеличить на 40%? Поставить в номера дополнительные кровати? И еще один вопрос: почему иностранных гостей, размещенных по заявкам белорусских туроператоров, гостиница не может включить в свои объемы экспорта? Таким образом, администрация отелей вынуждена предлагать лучшие условия иностранным туроператорам, чтобы получить валюту, а не белорусским, которые давно работают на рынке и загружают эту гостиницу, но платят белорусскими рублями. Где логика? Во всем мире гостиницы отдают преференции своим национальным операторам, местному рынку. И так должно быть. Потому что вместе мы продвигаем один регион, одну страну, один город. Только объединение наших совместных усилий – туроператора, гостиницы, перевозчиков, государства – дает хороший эффект.

Исходя из опыта нашей компании, могу сказать, что 50% принятых нами туристов посещают Беларусь с целью бизнеса, 50% – в туристических целях. Причем значительную часть последних составляют организованные группы, следующие через нашу страну проездом. Мы должны в полной мере использовать возможности Беларуси как транзитной страны и стараться увеличить количество дней пребывания в Беларуси. Такие туристы не очень привередливы в вопросе проживания, поэтому у них особенно востребованы гостиницы уровня 3* и 4* с хорошей инфраструктурой, удобной стоянкой для автобусов.

С открытием новых гостиниц будет развиваться туризм, будут снижаться цены, однако неизбежно будут возникать и кадровые проблемы. Особенно это касается топ-менеджмента, которому в Беларуси исторически неоткуда было взяться. Зачастую на руководящие должности в гостиницы назначаются люди, которые не имеют специального образования. Очень хорошо, если человек при этом имеет за плечами управленческий опыт и готов развиваться, смотреть в будущее и изучать отрасль. К сожалению, так происходит не всегда. Нехватка профессиональных знаний особенно чувствуется в регионах. Исходя из нашего опыта, у туристов пока более востребована столица, затем идут Брест, Гродно и другие города. Сервис в региональных гостиницах зачастую, мягко говоря, хромает. Мы еще не вырастили поколение, которое не помнило бы «советских стандартов» сервиса. Безусловно, уже есть активная молодежь, которая работала в отелях за границей. И за ними будущее. Но, попадая в гостиницу, где сотрудники работают с 80-х годов, они теряют свой драгоценный опыт. «Старожилы» гостиничной сферы удивительным образом умеют передать новым кадрам все негативное, от чего надо было бы избавиться. Между тем все иностранные компании на собеседовании первым делом спрашивают своих потенциальных служащих: «Вы умеете улыбаться 24 часа в сутки? Всему остальному мы вас научим».

Еще одна проблема в работе с гостиницами, которая вызвана особенностями рынка, – нестабильная ценовая политика. Во всем мире, как правило, она выстраивается заблаговременно. Например, условно говоря, Tomas Cook планирует свои продажи и издает каталоги, в которых прописаны все цены на гостиницы, необходимые для тура, на год. В этом и заключается проблема нашего государства: хорошо, если мы получаем цены на гостиницы 30 ноября, но большинство гостиниц, особенно региональных, формирует свои цены и подписывает контракты не ранее декабря. Если мы хотим выходить на международный рынок, то надо соответствовать международным стандартам и правилам работы. Или мы принимаем эти правила и работаем в соответствии с ними, или мы не в рынке и нас по-прежнему продолжают объезжать. Простой пример. К нам обратились партнеры с предложением организовать ознакомительный тур для туроператоров из Китая по Беларуси и запросили специальные цены на размещение небольшой группы – всего 15-20 человек. Как мы знаем, во всем мире участникам любого рекламного тура гостиница предоставляет бесплатное проживание. Это непреложное правило. Многие руководители белорусских отелей боятся пойти на такой шаг, чтобы не вызвать лишние подозрения в свой адрес или проверки. Тем более что сейчас отели и так хорошо заполняются. Мы вели переговоры с партнерами полтора месяца, старались за свой счет максимально снизить расходы по организации тура. В результате партнер ответил: «Раз у вас такая ситуация в Беларуси, мы подождем год-два, пока все не стабилизируется. Какой смысл нам ехать смотреть ваши гостиницы, если у вас такие высокие цены и никогда нет мест?» Таким образом, мы сами себя откинули в продаже на два года. Причем к нам собирались ехать в том числе и представители авиакомпаний, чтобы рассмотреть возможность организации чартерных рейсов. А мы знаем, что азиатский рынок на сегодняшний день растет наиболее динамично. К тому же там активно развивается прослойка среднего класса, которая готова тратить деньги на путешествия. И они путешествуют. И это видят наши соседи – и страны Балтии, и Украина, и Россия. Мы же, видимо, подождем еще года два.

https://www.traditionrolex.com/8