В последнее время агроэкотуризм находится на пике популярности, причем очень отчетливо вырисовываются две мощные тенденции. С одной стороны, это красивое и оптимистическое направление хвалят, его любят, им восхищаются, количество усадеб растет, сельским туризмом гордится правительство и всячески его поддерживает. Другое мнение представляет собой крайнюю противоположность: агротуризм – это и не туризм вовсе, это пьянки-гулянки за городом, всяческое непотребство, отсутствие элементарных удобств и прочая, и прочая. К сожалению, особенно часто такие суждения можно услышать от представителей классического турбизнеса.
И здесь мне хотелось бы внести некоторую ясность. Если мы говорим о туризме, то, безусловно, ведем речь о создании турпродукта. Считаю, что агротуризм создал уникальный, конкурентоспособный, привлекательный, ни на что не похожий турпродукт.
Более того, сегодня это наиболее популярное и востребованное предложение на рынке туруслуг. Плюсы общеизвестны: для белорусов не нужны визы, затраты на трансфер минимальны, стоимость услуг доступна. Есть и серьезная моральная, концептуальная составляющая такого отдыха – это возвращение к корням, истокам. Для иностранцев сельские усадьбы – экзотика и экстрим в хорошем смысле этого слова.
Агротуристический турпродукт создан не так давно, причем без государственных вливаний, исключительно за счет энтузиазма и творчества самих людей.
Как и любой другой, он состоит из отдельных элементов: проживание, питание, экскурсии, зеленые маршруты, дополнительные услуги. Когда сельский туризм только делал первые шаги, он нуждался в помощи турфирм, которые являлись посредниками между усадьбами и туристами. Сегодня многие из усадеб вышли на такой высокий уровень, что потребность в посредниках отпала. Здесь я вполне могу понять обиду турфирм, лишившихся возможности расширить спектр своих предложений. Есть и еще одно обстоятельство, усложняющее взаимодействие агроусадеб и туристических компаний. Не во всех усадьбах соблюдаются стандарты качества, как, например, в гостиницах, и это сложно отрегулировать. Начинаются претензии, дескать, продукты не сертифицированы и т.д. Вместе с тем, существует определенный механизм, логистика обслуживания, к примеру, иностранного туриста в Беларуси. Этот механизм состоит из определенных звеньев, одним из которых вполне может оказаться турфирма: встретить, организовать трансфер, экскурсионное обслуживание, проводы. В любом случае, необходимо искать путь взаимодействия, полезный всем игрокам на туристическом поле нашей страны.
Турфирмы и агроусадьбы находятся по одну сторону баррикад, и вместо того, чтобы обвинять друг друга, лучше объединиться и вместе получать выгоду.