https://www.traditionrolex.com/8
Насколько я могу судить по моим клиентам, белорусы заказывают отели класса «люкс» и всегда обращают внимание на категорию номера, на тип питания и в целом стараются заранее как можно больше все продумать, то есть ориентируются не только на цену. Очень многие литовцы, наоборот, часто покупают тур исходя из цены. Когда тур стоит 250–300 евро на неделю, тогда у них не возникает сомнений: «Беру!»

В конце ноября в Минске состоялась презентация интернет-ресурса, который позволяет бронировать билеты на рейсы авиакомпаний-дискаунтеров. Проект представляла директор компании Sunny Travel Baltic (Вильнюс, Литва) Кристина Смык-Богушко, которая после презентации любезно согласилась ответить на несколько вопросов корреспондента TIO.BY и рассказала, чем руководствуются литовцы при выборе туров, куда летают из Вильнюса белорусы и как изменился рынок туристических услуг в Литве с приходом лоукостеров.

– Кристина, на презентации, кроме сайта Aviabilet.lt, вы представили программы встречи Нового года в Литве. Ваша компания специализируется на въездном туризме?

– Нет, мы не только принимаем туристов, но занимаемся и выездным туризмом. Что касается приема, то в основном работаем с белорусским рынком, поэтому и представили в Минске наши новогодние предложения.

– Каким должен быть продукт, чтобы заинтересовать белорусского туриста?

– В первую очередь должен быть качественный сервис, затем – хорошие отели. Вообще белорусам нравится у нас. У Беларуси и Литвы близкие культуры, многие туристы ностальгируют по тем временам, когда не было границ, все дружили и ездили друг к другу. Сейчас это сложнее, тем не менее белорусы продолжают ездить. Литовцы, наверное, не ездят столько в Беларусь, сколько белорусы – в Литву. Нас, конечно, это очень радует.

В Литве стараются привлекать белорусов по всем позициям и торговые центры, и отели. Все рады белорусам именно как туристам, потому что, во-первых, близкий менталитет, а во-вторых, белорусы приезжают тратить деньги, причем большие суммы. У нас постоянно об этом пишут. Недавно журналист одного литовского издания спросил у меня, почему белорусы едут в Литву. Журналист заметил, что белорусы просто «выгребают» все с полок литовских торговых центров, на что я ответила, что всегда, когда бываю в Минске, тоже делаю шопинг и нахожу, что купить. Скорее всего здесь срабатывает желание сделать покупки где угодно, но только не дома. Наверное, это определяющий фактор.

Конечно, отели в Вильнюсе в выходные просто «забиты» белорусами, а возле торговых центров, таких, как Akropolis, Ozas или Panorama, и в самом городе множество автомобилей с белорусскими номерами. Часто белорусы приезжают просто на шопинг на один день, без ночевки в отеле.

– Помимо шопинга, что еще привлекает белорусов?

– Стали популярными spa-программы. Белорусы стали часто ездить в Друскининкай и остаются очень довольными. Я знаю, что в Беларуси есть свои санатории, и литовцы, особенно постарше, любят ездить на Нарочь, в другие санатории. А белорусы – в Друскининкай, в SPA Vilnius Sana, Grand SPA, Aqua Meduna или в другие гостиницы. Этот продукт востребован.

Какие еще рынки важны для литовского въездного туризма?

– Российский рынок важен на 100%, все ориентируются на него и желают принимать российских туристов. То есть Беларусь и Россия – в первую очередь, затем другие страны бывшего СССР, такие, как Азербайджан, Казахстан и другие. Кстати, в Литву приезжает немало туристов из Азербайджана, поскольку у нас довольно большая азербайджанская диаспора. Страны Западной Европы, я думаю, примерно одинаково интересны, там нет явных «фаворитов». Дело в том, что те же латыши довольно часто приезжают к нам, но их очень сложно отследить, поскольку им визы не нужны, и мы в принципе не знаем, есть они или нет и сколько их. Точно так же мы бываем в Польше: поляки знают, что литовцы много ездят в Польшу закупаться, потому что там еще дешевле, чем в Литве, но проследить не могут. Когда есть виза, тогда понятно, какие потоки.

– А много ли у вас туристов из Польши?

– Польские туристы в Литве в большинстве своем – это паломники. И это совершенно другой продукт, нежели для белорусов или россиян: в основном дешевые отели, соответствующая экскурсионная программа. Кстати, белорусов экскурсионная программа в принципе мало интересует. Если Тракай они бы еще посетили, то Вильнюс белорусы знают даже лучше, чем некоторые литовцы.

– Куда предпочитают ездить литовцы? Как часто они путешествуют и сколько готовы за это платить?

– Литовцы ездят по-разному. Тенденция такова, что многие из них отказываются от услуг туристических агентств и сами ищут себе перелет и отель – идут на определенные риски, чтобы удешевить отдых. Возможностей появилось много, особенно с приходом лоукостеров, актуальны вылеты из Варшавы, Франкфурта и других городов Европы, откуда можно улететь в экзотические страны – это становится все доступнее. Соответственно, туристы этим пользуются, бронируют сами или в агентствах.

При этом литовцы стали больше путешествовать и дальше путешествовать, потому что каждый год одни и те же направления, предлагаемые нашими операторами, наверное, уже поднадоели, и все ищут что-то новенькое. Хотя по крайней мере один из наших операторов предлагает достаточно большой выбор и собирается ставить чартерные рейсы на Кипр, Сицилию и Халкидики, в Малагу и Португалию. Самолеты будут летать не весь сезон, только в определенные даты, но по 5-6 чартеров будет.

Белорусам мы тоже будет предлагать эти направления, потому что белорусы, как ни странно, охотно пользуются вылетами из Вильнюса, и литовские компании с удовольствием предоставляют свои услуги туристам из Беларуси. Конечно, мала вероятность того, что белорусы полетят из Вильнюса в Египет или в Анталью, они обычно выбирают более изысканные направления, по которым нет вылетов из Минска, поэтому все новинки нашего рынка будут востребованы и у туристов из Беларуси. Кстати, литовцы охотно пользуются услугами авиакомпании Etihad Airways с вылетами из Минска; таких немного, но кто знает эту авиакомпанию, выбирает такие варианты перелета.

Если говорить о бюджете поездок, то, насколько я могу судить по моим клиентам, белорусы тратят на отдых больше денег. Они заказывают отели класса «люкс» и всегда обращают внимание на категорию номера, на тип питания и в целом стараются заранее как можно больше все продумать. То есть белорусские туристы ориентируются не только на цену. Очень многие литовцы, наоборот, часто покупают тур исходя из цены. Когда тур стоит 250–300 евро на неделю, тогда у них не возникает сомнений: «Беру!» – и все. Как в магазине: если что-то продается очень дешево, покупатели кладут в корзину и даже не задумываются, надо им это или нет.

– Как литовский рынок отреагировал на приход авиакомпаний-дискаунтеров?

– Литовский рынок все время меняется. Сначала пришли одни лоукостеры, потом – другие. Если бы не было потенциала, то не приходили бы так на рынок, и сейчас уже достаточно широкий спектр направлений из Вильнюса и Каунаса. Конечно, для нас это болезненно. Билеты на регулярные рейсы традиционных авиакомпаний бронируются только через систему, и туристу приходится обращаться в агентство. Даже если он бронирует билеты через систему в интернете, то все равно за такой системой стоит агентство.

У нас в Литве просто купить билет или забронировать гостиницу в интернете: и банки, и платежные системы позволяют моментально это все оплатить. Тем не менее за какими-то услугами определенный контингент клиентов все равно обращается к нам. Они боятся ездить самостоятельно и хотят, чтобы было куда обратиться в случае чего. Опять же, некоторые не знают иностранного языка. Это молодежь у нас так просто везде летает, а люди, которым, скажем, за 40, далеко не все знают английский, в основном – русский, поэтому возникают языковые барьеры, и не всегда так легко: взять – и улететь. Когда чартер и заказной тур, тогда туристам все понятно, и они спокойно отдыхают. Такие туристы готовы платить за полный пакет услуг, поэтому этот определенный контингент остается.

– Насколько высока конкуренция на рынке и не опасаются ли литовские операторы, что более крупные иностранные компании поделят рынок, как этого опасаются в Беларуси?

– В этом плане белорусский и литовский рынок – две большие разницы, как говорится. У вас в Беларуси очень много туроператоров. Практически любая более или менее крупная фирма  имеет свой турпродукт: кто-то организует автобусные туры, кто-то чартер на Сицилию ставит; у вас места в самолете поделены между разными операторами. У нас в Литве всего два крупных оператора, которые ставят чартерные рейсы: TEZ TOUR и NOVATURAS. Остальные фирмы – это агентства и более мелкие операторы, и рынок на самом деле очень маленький. Эти два оператора все делят между собой, и по крайней мере на массовых направлениях никто не составляет им конкуренцию. Получается, что агентства с этим продуктом находятся на одном уровне, тут разница лишь в комиссии, поэтому «бегать» по агентствам не имеет смысла – продукт везде очень похожий.

– А сколько компаний занимается приемом в Литве? Велика ли конкуренция в этом сегменте?

– Конкуренция велика, у нас достаточное количество фирм, и очень много новичков приходит. Мы работаем на этом рынке уже пять лет, и каждый год видим прирост: и в количестве туристов, и в прибыли все время идет увеличение. У нас еще не было ни одного года с негативным результатом, и даже в наш литовский кризис мы увеличивали потоки туристов. Может быть, сейчас ваш кризис повлияет на поток, поскольку наш основной клиент из Беларуси, но пока в принципе все время шел рост. Некоторые фирмы, которые открылись вместе с нами или два-три года назад, начинали очень агрессивно, с агрессивной ценовой политики, но уже сейчас я вижу их падение. Как правило, такие туроператоры быстро закрываются, поэтому мы стараемся все делать спокойно, но заканчивать сезон с положительным результатом.

Беседовала Татьяна ЧУДАК

https://www.traditionrolex.com/8