Как пишет российский портал для профессионалов турбизнеса tourprom.ru, недавно принятая новая редакция Закона о туризме, которая была призвана защитить российского туриста, фактически, наоборот, сделала его более беззащитным перед кризисами туристического рынка. Такой вывод сделали эксперты, обсуждая историю и перспективы существования закона на расширенном заседании Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму, которое состоялось во вторник в Общественной палате РФ. При этом туроператоры сейчас пытаются предложить приемлемое решение другого аспекта нового закона – создания компенсационного фонда.
«Нормативно-правовая база туризма у нас глубоко проблематична», – такую оценку современного состояния права в туризме озвучил Сергей Шпилько, президент Российского союза туриндустрии. Эксперт отметил, что для реальной защиты туристов необходимо четко и прозрачно прописать зоны ответственности бизнеса и государства при решении крупных проблем туроператорского рынка. К сожалению, текущее состояние Закона о туризме здесь бизнесу не помощник.
Со стороны представителей туроператоров и страховщиков закон очередной раз подвергся резкой критике. «Наши законодатели сделали все возможное, чтобы ухудшить необходимые дополнения в закон», – пояснил Владимир Канторович, первый вице-президент Ассоциации туроператоров России. По мнению эксперта, изменения в законе, существующем с 2007 года, были действительно необходимы – это показали все последние банкротства на рынке. При этом основных поправок, на которых настаивали туроператоры, было три. Во-первых, существовала реальная недостаточность финансовых гарантий крупных туроператоров: в случае их краха сумма компенсаций не покрывала нанесенного туристам ущерба. Во-вторых, была и осталась нехватка полномочий у Ростуризма, в частности в области контроля и надзора, что ярко показала ситуация с «Идеальным миром». И наконец, третьей проблемой было и осталось наличие на туристическом и страховом рынке «нечистых на руку» фирм, которые в текущих условиях довольно сложно вывести на чистую воду.
«Решить эти вопросы можно было бы с помощью саморегулирующихся организаций, причем мы это опробовали в случае с компанией ITC – АТОР со страховщиками работал совместно, решая эту ситуацию. В итоге банкротства ITC турист фактически не заметил», – отметил Владимир Канторович. «Гарантировать и собственную безопасность, безопасность туроператоров и безопасность конечных потребителей может только профессиональное сообщество, которому под силу создать черные списки, запрещающие мошенникам вход на рынок», – добавил Андрей Кигим, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС).
Однако далеко не все доводы экспертов туррынка были учтены при принятии нового закона. И результат, по их мнению, получился удручающий. «Фактически с мая 2012 года турист защищен слабее, чем это было раньше», – уверен Владимир Канторович. Эксперты страхового рынка также отметили, что страховым компаниям пришлось оформлять новые фингарантии в такой спешке, что практически невозможно было провести у туроператоров нормального аудита. В обсуждении не обошли и письмо Минфина, в котором вводится новое понятие – «выручка», что позволило большей части туроператоров не увеличивать размер своих фингарантий и даже по сути их уменьшить. Впрочем, по мнению Владимира Канторовича, это оказалось «меньшим злом»: в противном случае Ростуризм вынужден был бы исключить из реестра туроператоров, не успевших продлить фингарантии, в результате чего – в разгар летнего сезона – туристическому сектору были бы обеспечены катастрофические последствия.
Впрочем, закон, каким бы он ни был, – принят. В настоящий момент первый из вопросов, который находится в центре внимания туроператорской общественности, – создание компенсационного фонда экстренного реагирования. «Необходимо четко прописать механизм работы фонда, чтоб отсеять лазейки для мошенников», – отметила Анна Подгорная, гендиректор туркомпании «Пегас Туристик». По мнению эксперта, при формировании фонда необходимо учитывать интересы как крупных туроператоров, так и государства и общества, в частности, максимально подробно и прозрачно прописать то, в каких случаях туристов из экстремальной ситуации «вытаскивают» силами фонда, а в каких – силами государства, а также разграничить ответственность между туроператорами и государством. «Необходимо создать рабочую группу фонда из профессионалов туризма, в первую очередь, чтобы избежать нецелевого расходования средств», – поддержал коллегу Виктор Тополкараев, гендиректор «НТК-Интурист». Эксперт также добавил, что необходимо подробно прописать, как и в каком объеме возвращаются в фонд потраченные средства, т.е. механизм их возвращения. При этом эксперт задался вопросом: «Почему в банковской системе никому не приходит в голову гарантировать возвращение вкладчикам полной суммы вклада – им гарантируется возврат лишь до определенного предела. Но в туризме законодатель почему-то хочет, чтобы новый фонд возмещал абсолютно все издержки пострадавшего туриста»...