https://www.traditionrolex.com/8

Мы уже неоднократно писали о том, что в этом году акция «Раннее бронирование» стала как никогда массовой. По таким направлениям, как Греция и Болгария, цифры бронирований отелей с феноменальными скидками (до 40, а то и 50%!) вообще напоминают сводки с передовой. Зарубежные партнеры наших фирм недоумевают: что такое с белорусами, они побили все рекорды по бронированиям отелей в январе-феврале!

Причины такой активности наших  соотечественников уже названы: желание сэкономить, страх, что заплатить позднее будет сложно (девальвационные ожидания, опасения валютного кризиса и т. д.), ну и, конечно, изменение тенденций в покупке путевки: проходящий годами пиар акций раннего бронирования сделал свое дело – теперь хорошим тоном считается именно заблаговременная покупка тура.

Но все массовые явления, как известно, сопряжены и с возникающими проблемами, нюансами, непонятными ситуациями. В № 8 газеты «Туризм и отдых» мы уже разбирали некоторые проблемные моменты акции «Раннее бронирование». Теперь на нашу «горячую линию» позвонил турист и попросил юридическую консультацию по еще одному вопросу, с которым он столкнулся в процессе покупки тура.

Проблема такова. Турист в начале февраля забронировал тур на начало сентября в одну из европейских стран. Отель выбирал скрупулезно, с учетом рекомендаций турагента, а также того факта, что в составе семьи есть маленький ребенок. Как и следует из условий раннего бронирования, был подписан договор и в течение трех дней тур был оплачен. В начале марта туристу позвонили из турфирмы и заявили, что партнеры не подтвердили бронировку данного отеля, поэтому нужно снова подбирать отель. На вопрос туриста, почему ему сразу не было заявлено о том, что подтверждения отеля нет, последовал ответ, что на самом деле на этапе раннего бронирования подтвержденным является только авиабилет. Добавим, что в договоре, подписанном туристом, нет названия отеля.

Что делать туристу? Какова в этом случае ответственность турфирмы? И каковы в принципе условия раннего бронирования, касающиеся этой части покупки тура? За разъяснениями мы обратились к юристу Алексею АБРАЖЕЮ:

– Первое. Хотелось бы отметить, что цена тура по акции «Раннее бронирование» формируется уже с учетом скидки. Размер скидки вообще никак в договоре не присутствует.

Второе. В договоре всегда должны быть указаны характеристики отеля, в том числе его наименование, если турист осуществил выбор конкретного отеля. Если этого нет, значит, в договор не включены все существенные его условия, которые необходимы по Закону «О туризме». В таком случае есть все основания утверждать, что данный договор является незаключенным. Другими словами, стороны пришли в первоначальное состояние. У юристов есть такое понятие – «возврат всего, что получено». То есть турист, если он не согласен на замену отеля, может рассчитывать на полный возврат оплаты, которую он совершил, и, возможно, на компенсацию морального вреда за предоставление неполной или недостоверной информации. К сожалению, в этой ситуации исходя из того, что договор считается незаключенным, требовать каких-либо санкций, иной компенсации морального вреда и так далее, по Закону «О защите прав потребителей», невозможно. Договора не существует! 

В данном случае турист наступил на грабли, на которые, к сожалению, очень часто наступают туристы – в договоре не указаны все существенные условия тура. А отель – это, согласитесь, одно из самых существенных условий вашего отдыха. Если не самое существенное. Указание названия отеля – это самые азы правильного оформления договора.

Иногда в договоре присутствует пункт, который вносит в документ фирма, – в случае неподтверждения отеля фирмой-партнером. Таким образом турфирмы часто подстраховывают себя. Особенно это актуально для договоров, касающихся покупки тура по акции «Раннее бронирование». В этом случае турист также может рассчитывать на возврат всей суммы, уплаченной за тур, но никак не на компенсацию. В общем, совет все тот же: внимательно читайте договор, перед тем как подписать его!

Напоминаем, что вы можете задать любой вопрос юристу, а также другому специалисту турбизнеса, позвонив журналистам на нашу «горячую линию» по телефону 8-017-226-94-90 (91) либо отправив вопрос на  tio@tio.by с пометкой «горячая линия».

https://www.traditionrolex.com/8