По оценкам экспертов данного сегмента рынка, турагентства в условиях кризиса находятся под тройным ударом. С одной стороны, общее снижение турпотока ощутимо для всех сегментов турбизнеса, и турагентства в равной степени страдают от этого, как и туроператоры. С другой стороны, туроператоры выживают в этих условиях, в том числе и за счет сокращения региональных офисов, после чего оставшиеся могут диктовать агентствам самые жесткие условия. Наконец, непрозрачность турагентского рынка создает «питательную среду» как для «фирм-однодневок», наживающихся за счет невероятных скидок туристам, так и для откровенных мошенников. Причем турагентствам не стоит рассчитывать, что последняя категория с рынка исчезнет. Своим взглядом на ситуацию и варианты выхода из кризиса на семинаре АТА делились эксперты российских турагентств.
«Практически за последний кризис в среднем с рынка ушло каждое шестое–десятое турагентство, в зависимости от региона. Снижение их количества идет и сейчас, но не в огромном масштабе, мы фиксируем цифры где-то в 40% относительно прошлого года, до конца года, по нашим оценкам, добавится еще 10%», – оценил Андрей Гаврилов, президент АТА. Однако, по оценкам эксперта, к летнему сезону 20% вернется обратно.
«В августе продажи в южном регионе «обвалились» в связи с колебанием валют. Сильней всего пострадали Испания, Италия и Греция, по последней падение составило 50%. Турция пострадала меньше, всего на 5–8%», – рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Алексан Мкртчян, гендиректор сети турагентств «Розовый слон». По оценке эксперта, в зимний сезон турпоток продолжит падать. «Например, дальнемагистральных направлений на зимний сезон крайне мало, на весь южный регион летает по одному рейсу в Таиланд и Гоа раз в десять дней, на Вьетнам – раз в двенадцать дней», – сообщил Алексан Мкртчян. По его оценке, «уцелеет» в зиму фактически один Египет, но работать будет сложно. «Турагенты в свою очередь заинтересованы в большем присутствии туроператоров, поскольку «монополист» диктует слишком жесткие условия. Чем больше игроков, тем лучше для агентств. Однако это естественный отбор, с рынка уходят нерентабельные туроператоры, происходит естественная санация», – резюмировал Алексан Мкртчян.
Впрочем, по словам участников семинара, скорее всего сам туррынок в России меняется бесповоротно. «Золотой век российского туризма заканчивается, символично, что сейчас с него ушла авиакомпания «Трансаэро», бывшая ярким представителем прежнего подхода. Мы не можем жить постоянно на доходы от будущих периодов», – отметил директор бюро международного молодежного туризма «Спутник» Александр Иосифян. При этом, по мнению эксперта, турагентскому рынку для выживания придется стать саморегулируемым. «Турбизнес исключительно привлекателен для категории «предпринимателей», которые что-то там «предпринимают», так как они идут туда, где происходят расчеты наличкой. Причем эти «турагентства» действуют методами нечестной конкуренции, а иногда и откровенным мошенничеством. Но сами они никуда не уйдут, они будут бесконечно «всплывать» под другими названиями, станут онлайн-агентствами», – пояснил эксперт. По его словам, регуляция, причем регуляция «изнутри», турагентскому рынку категорически необходима. «В ближнесрочной перспективе – бог с ним, что рынок открытый, но пусть он станет регулируемым. В дальнесрочной же желательно сделать рынок более закрытым», – резюмировал Александр Иосифян.
«Нам не нужно такое регулирование, которое ухудшит клиентский сервис», – также отметил гендиректор офисов «1001 тур» в городах Тверь и Удомля Сергей Ершов. По его словам, сезон-2016, особенно зимний, для турагентств и так будет отмечен «битвой» за клиента, и игрокам придется активизировать работу по «впариванию» туров, а также по работе с туроператорами, особенно с «продающими», семинарами и вебинарами. Впрочем, эксперт отметил, что статистика показывает: режим «выживания» и так способствует большему числу продаж среди тех туристов, что «дошли» до турагентств. «Если в прошлом году у нас на 150 заявок приходилось примерно 10 покупок, в этом году на 50 туристов, пришедших в турагентство, приходится большее число продаж. 80% успехов на рынке зависит именно от нас, и если мы приложим усилия – мы вернем туриста», – резюмировал Сергей Ершов.
www.tourprom.ru