Модератор встречи и коммерческий директор турагентства «Магазин путешествий» Александр Преображенский поделился своим видением ситуации:
«Я уже третий год участвую в Travel IT Workshop и вижу постоянное развитие, из раза в раз компании представляют все новые и новые идеи. Туристический рынок меняется, что мы и наблюдаем на этой выставке. Современные условия и технологии создают для потребителей и для агентств ту среду, в которой они могут уйти от операторов. Главная тенденция ясна, надо меняться и становиться современными, находить инструменты, которые позволяют делать как можно меньше лишних действий и зарабатывать больше. Это касается и турагентств, которые также должны меняться. Когда мы будем делать это вместе, рынок станет гармоничным. В противном случае, если появится большой разрыв между сильными операторами и слабыми агентствами, такая розница никому не будет нужна. Необходимо следить за онлайн продуктами, которые сейчас внедряются, тогда мы выживем».
Исполнительный директор компании «Авиа Центр» Виктория Кизимова считает, что агентства без туроператоров все же не смогут обойтись, поскольку, заступая на территорию оператора и формируя сложные туры, агентства несут определенные риски, могут столкнуться с проблемами в юридическом поле.
«Весь мир живет в условиях сжимания сроков бронирования, понятие «классический туроператор» будет размываться, поэтому важно подстроиться под меняющиеся условия рынка. Но на 100% от туроператоров уйти не получится», — заметила она.
IT директор «Инна Тур» Леонид Пустов в ходе встречи выделил тенденцию увеличения доли индивидуальных туров, которая, на его взгляд, продолжит расти.
«На европейских рынках этот сегмент уже достигает 50%. Более гибкие агентства будут уходить от туроператоров через создание индивидуальных туров», — добавил он.
Директор по развитию бизнеса OSTROVOK.RU Захар Корнеев считает, что туристическим компаниям необходимо предоставлять туристу максимальную свободу выбора.
«Меня всегда смущала в туроператорской модели концепция крайне узкого выбора. Мы берем воздух, много экскурсий, трансферы, замешиваем, нарезаем кусками и даем туристам. Успешны будут те, кто даст выбор, возможность сделать все быстро, легко, разными платежными средствами», — считает эксперт.
По мнению генерального директора VisaToHome Ивана Патрицкого, без туроператоров агентства обойтись не смогут, но некоторые услуги агенты предпочитают делать в обход операторов.
«Всегда будут люди, за которых нужно все решить, уйти от оператора невозможно. Тем не менее мы наблюдаем рост интереса агентств к тому, чтобы заказывать некоторые услуги в обход туроператора. Например, наша компания изначально работала только с прямыми клиентами, но в последнее время у нас возросло количество запросов от агентств на сотрудничество, поэтому мы специально для них разработали B2B продукт», — отмечает он.
В свою очередь председатель совета директоров компании «Инна Тур» Инна Бельтюкова дала прогноз по поводу развития рынка на ближайшие 10—20 лет.
«В ближайшие 10 лет около 50% продаж в туристическом бизнесе будет идти в оффлайне. Важно сохранить спокойствие в своей нише, повышать квалификацию, профессионализм в работе с частными лицами, тогда этот бизнес будет оставаться стабильным и востребованным. Мы всегда ведомы в любом бизнесе двумя процессами – это изменение технологий и глобализация рынка, – отмечает Инна Бельтюкова. – Онлайн технологии принципиально меняют агентский и туроператорский рынок. Мы сегодня являемся свидетелями глобальной революции, которая будет происходить в отрасли в ближайшие годы. Если это движение нельзя остановить или возглавить, в него надо вписаться».
По мнению эксперта рынка, среднестатистическому агентству будет сложно надеть на себя фуражку туроператора, удовлетворить все требования клиента, обеспечить продвижение в онлайне.
Инна Бельтюкова также считает, что в перспективе на ближайшие 20 лет основными поставщиками услуг станут глобальные поисковики уровня Google и Yandex.