На этот раз свои обязательства перестала выполнять украинская фирма «Тревел Дистрибьюшн Сервисиз» (ТДС). По оценке, которую приводит портал Capital.ua, ее долг перед перевозчиками может достигать 170 млн гривен (14,4 млн долларов). Для сравнения: финансовые претензии к разорившейся российской фирме «Эвитерра» оцениваются в 167 млн рублей, или 4,8 млн долларов. В этой истории интересны два факта: во-первых, ТДС до недавнего времени была аффилирована с билетным агентством Senturia, известным и в Украине, и в России; а во-вторых, новый крах может привести к глобальному увеличению фингарантий, необходимых для работы с авиакомпаниями.
О дефолте ТДС стало известно из видеообращения, которое в минувшую пятницу, 4 июля, опубликовал Сергей Кравец, владелец одного из крупнейших агентств Tickets.ua. В нем он процитировал текст рассылки, полученной от одной из авиакомпаний (ее г-н Кравец предпочел не называть): перевозчик уведомляет партнеров о приостановке продаж ТДС и приносит извинения за «возможные неудобства». Подробностей в письме нет. Но из контекста событий понятно, что речь идет о дальнейших действиях авиакомпаний, которым придется брать убытки на себя или отказывать в перевозке пассажирам. Кстати, выяснилось, что каналом сбыта у разорившейся фирмы была известная фирма Senturia. 5 июля ее генеральному директору Сергею Ковпаку пришлось выступить с разъяснениями. По его словам, ТДС действительно входил в структуру его компании, но весной предприятие было продано, причем на тот момент долгов у него не было. Г-н Ковпак в своем комментарии добавил: по условиям сделки Senturia продолжила сотрудничать с ТДС, покупая у нее билеты, и все свои обязательства по оплате Senturia выполнила. Как так получилось, что деньги не дошли до перевозчиков и «зависли» в ТДС, неизвестно.
Эксперты билетного рынка предполагают, что потери понесут, скорее всего, крупные российские перевозчики, так как именно их услуги наиболее востребованы, основная доля клиентов тоже находится в России. По экспертным оценкам, 80% продаж приходилось на долю клиентов из России. Финансовой гарантии, имевшейся у ТДС по условиям IATA, хватит только для покрытия около 11% задолженности. Поэтому в ближайшем будущем минимальный размер финансового обеспечения для агентов авиакомпаний будет увеличен, предупреждают наблюдатели. Кроме того, рынок ждет ужесточение условий перечисления денег за проданные авиабилеты.
Чтобы уточнить реакцию авиакомпаний на крах ТДС, редакция «ТурДома» сделала запросы в «Аэрофлот», «Трансаэро» и S7. По состоянию на вечер 8 июля был получен ответ от S7: «Мы уже давно не работаем с этим консолидатором. Специалисты S7 еще в начале года, проанализировав ситуацию, приняли решение отключить возможность продажи авиабилетов на рейсы этого сервиса».
Вряд ли перевозчики готовы взять убытки на себя. Это видно из комментария, который опубликовал в сообществе Travelstartups исполнительный директор Senturia: «Да, есть проблемы с рядом авиакомпаний, которые аннулируют билеты, и наши пассажиры не могут улететь, при этом авиакомпании делают обзвон пассажиров и говорят, что «Сентурия» обанкротилась (хотя у «Сентурии» нет никаких прямых взаимоотношений с авиакомпаниями по данным билетам – они есть у ТДС), несмотря на то, что мы предоставили в авиакомпании и ИАТА все финансовые документы, что мы рассчитались за билеты с ТДС, и у них должны быть вопросы к ТДС, а не к клиентам, и что авиакомпании не имеют права в одностороннем порядке аннулировать билеты – это нарушение закона «О защите прав потребителей», Воздушного кодекса и резолюций ИАТА, но авиакомпании это игнорируют. Вот такие дела».
Источник: tourdom.ru