Журнал
Поездка на горнолыжный курорт уже перестала быть для россиян синонимом эксклюзивного отдыха. Последние несколько лет катание на горных лыжах популяризируют не только олигархи или олимпийские чемпионы, но и первые лица страны. Число отдыхающих, навостривших лыжи в сторону европейских гор, неуклонно растет. А многие из туристов по окончании отпуска даже задумываются о покупке недвижимости в горных курортных районах.
То, что отдых на склоне снежных гор вышел в сегмент масс-маркет, подтверждается интернет-статистикой. За последний год резко возрос интерес пользователей интернета к недорогим и дешевым горнолыжным направлениям. Горные лыжи для среднестатистического туриста-россиянина – это уже не только французский Куршевель, но и пока еще не ставшие брендами курорты Чехии и Польши.
Из недорогих направлений наибольшее внимание россиян привлекают финские горнолыжные курорты. Об этом свидетельствуют данные статистики интернет-запросов в поисковых системах «Google» и «Яндекс». Несмотря на то, что для большинства Финляндия слабо ассоциируется с понятием «курорт», все больше российских туристов-горнолыжников рассматривают возможность проведения отпуска в вотчине Санта-Клауса. Интерес пользователей интернета к этому направлению от сезона к сезону неуклонно растет, и, по данным статистики поисковых систем, среди запросов пользователей, интересующихся горнолыжным отдыхом, Финляндия вышла на второе место после Австрии: на ее долю пришлось более 24% всех запросов за период с декабря 2010 по январь 2012 гг. А в общем количестве публикаций о лыжном отдыхе в Европе доля упоминаемости Финляндии за этот же период составила 18%.
С помощью сервиса wordstat.yandex.ru был проведен анализ интереса пользователей интернета к конкретным горнолыжным курортам Европы за период: декабрь 2010 – январь 2012 гг. Полученная информация приведена в таблице 1.
По данным индекса EUROMAG, тройка аутсайдеров (Словения, Румыния и Хорватия) набрала чуть более 2%. А вот на долю пятерки лидеров (Австрия, Финляндия, Италия, Болгария, Франция) приходится 75% пользовательского интереса.
Таблица 1.
Горнолыжные курорты |
Количество запросов |
Доля запросов (%) |
АВСТРИЯ |
82 814 |
24,6 |
ФИНЛЯНДИЯ |
61 203 |
18,2 |
ИТАЛИЯ |
46 073 |
13,7 |
БОЛГАРИЯ |
34 886 |
10,4 |
ФРАНЦИЯ |
25 326 |
7,5 |
ШВЕЙЦАРИЯ |
18 177 |
5,4 |
ПОЛЬША |
12 676 |
3,8 |
ЧЕХИЯ |
11 746 |
3,5 |
СЛОВАКИЯ |
11 729 |
3,5 |
НОРВЕГИЯ |
7434 |
2,2 |
ГЕРМАНИЯ |
7294 |
2,2 |
ШВЕЦИЯ |
6169 |
1,8 |
ИСПАНИЯ |
4257 |
1,3 |
СЛОВЕНИЯ |
3976 |
1,2 |
РУМЫНИЯ |
2091 |
0,6 |
ХОРВАТИЯ |
1123 |
0,3 |
ЦЕНА И КАЧЕСТВО
Если информация по ценам на горнолыжный отдых присутствует достаточно полно во всех сегментах, то оценка качественных характеристик курортов в целом отнюдь не так объективна, как того хотелось бы среднестатистическому пользователю. Как и следовало ожидать, «глянцевая» сторона горнолыжных курортов представлена широко и повсеместно, хотя нередко десятки публикаций на разных ресурсах представляют собой перепечатку одного и того же рекламного проспекта. А вот информацию о недостатках, равно как и негативные отзывы клиентов, приходится собирать буквально по крупицам. И за этим чувствуется явная и умелая модерация негатива. Пройдя по найденной ссылке с негативным отзывом, поисковик показывает, что оригинал был уже успешно удален.
Претензии у туристов бывают разными. В последнее время в отношении альпийских курортов зазвучала тема недовольства горнолыжными инструкторами, а, например, в Финляндии туристы жалуются на то, что местные жители не слишком приветливы к русским отдыхающим. Конечно, во многом это определяется особенностями поведения россиян, а не радушием финнов, но тем не менее эта тема в сообщениях интернет-пользователей поднимается неоднократно.
Кроме того, по всем горнолыжным направлениям туристы очень придирчиво отслеживают те отели, где есть возможность избежать соседства с соотечественниками. Россияне не очень любят встречаться на отдыхе со своими «собратьями» и сами же находят поведение русских очень «своеобразным».
Больше всего претензий у российских туристов к горнолыжным курортам Болгарии. Там их смущает в первую очередь уровень сервиса в отелях и качество питания, а также несоответствие рекламных предложений и реальной действительности. Подавляющее большинство негативных отзывов о болгарских горнолыжных курортах характеризует местный сервис как «совок».
Исходя из вышеизложенного был произведен анализ качества горнолыжных курортов. В таблице 2 приведены доли публикаций в основном положительных отзывов о горнолыжных курортах Европы.
Таблица 2.
Горнолыжные курорты |
Количество публикаций |
Количество отзывов |
Доля публикаций – отзывы (%) |
БОЛГАРИЯ |
352 000 |
162 000 |
46,0 |
АВСТРИЯ |
643 000 |
233 000 |
36,2 |
ФРАНЦИЯ |
382 000 |
130 000 |
34,0 |
ШВЕЙЦАРИЯ |
345 000 |
117 000 |
33,9 |
ИТАЛИЯ |
344 000 |
104 000 |
30,2 |
ХОРВАТИЯ |
9247 |
1475 |
16,0 |
ФИНЛЯНДИЯ |
321 000 |
50 000 |
15,6 |
НОРВЕГИЯ |
117 000 |
18 000 |
15,4 |
ГЕРМАНИЯ |
133 000 |
19 000 |
14,3 |
ШВЕЦИЯ |
93 000 |
12 000 |
12,9 |
ПОЛЬША |
103 000 |
12 000 |
11,7 |
СЛОВАКИЯ |
87 000 |
7084 |
8,1 |
РУМЫНИЯ |
27 000 |
2114 |
7,8 |
СЛОВЕНИЯ |
34 000 |
2221 |
6,5 |
ЧЕХИЯ |
126 000 |
7361 |
5,8 |
ИСПАНИЯ |
74 000 |
3200 |
4,3 |
Индекс EUROMAG показывает, что лидер в сегменте отзывов (в отношении количества отзывов к количеству опубликованных материалов) – это Болгария. Почти половину публикаций с упоминанием болгарских лыжных курортов составляют отзывы потребителей, посетивших эти места. Самые негативные впечатления у туристов оставляют не всегда удовлетворительный сервис, качество питания, очереди к подъемникам, несоответствие рекламы и действительности. Такая реакция понятна: Болгария – декларируемый лидер малобюджетных курортов, а значит, ждать повсеместного обслуживания по высшему разряду не приходится.
Обращает на себя внимание тот факт, что количество доли отзывов об альпийских горнолыжных курортах стабильно составляет 30–36%. Причем преобладают отзывы для знатоков – либо позитивные, либо познавательные. В последнее время появилось достаточное количество отзывов, ориентированных на начинающих горнолыжников, а также на тех, кто отправляется на отдых с детьми. В подавляющем большинстве случаев отзывы такого характера носят положительную оценку. Особенно это относится к курортам Австрии.
Замыкают таблицу горнолыжные курорты Словении, Чехии и Испании, которые еще не в достаточной степени освоены россиянами.
Безусловный лидер по дешевизне – это Болгария. Почти две трети публикаций посвящено привлекательности стоимости отдыха на болгарских лыжных курортах. Кроме ценовой доступности, главным конкурентным преимуществом Болгарии является ощутимое отсутствие языкового барьера.
На втором месте расположилась Чехия. Что любопытно, лыжные курорты этой страны являются очевидными аутсайдерами по отзывам (см. таблицу 2), но по интересу пользователей интернета (таблица 1) они находятся на достойном 8-м месте. Примерно аналогичная ситуация наблюдается со Словакией.
По данным индекса EUROMAG, 52–57% публикаций о курортах Австрии, Швейцарии, Франции, Италии и Германии посвящены их стоимости. С одной стороны во всех этих странах отмечают широкий ценовой диапазон возможностей для отзывов (за исключением Швейцарии), а с другой стороны активно обсуждается широкий спектр дополнительных опций, сопровождающих отдых в этих странах (туристическая программа, комплекс оздоровительных процедур и т.д.).
Финляндия в информационном поле представляет собой оптимальный баланс объективно и субъективно окрашенной информации, а также повышенный интерес пользователей (см. таблицу 1).
Стабильно хорошие отзывы присутствуют о горнолыжных курортах Норвегии. Правда, все, кто опробовал горные склоны этой страны, отмечают, что отдых здесь довольно дорогой.