Система «все включено» – это самый дешевый способ обеспечить себе беззаботный отдых на побережье, в течение которого туристу бы всего хватало. Низкие цены туристических пакетов в Болгарии, в которые входят размещение с полным пансионом, буквально «выстрелили» Болгарию в лидерские позиции европейских рейтингов наиболее выгодных туристических направлений. Независимо от усилий государства и отрасли развивать культурный и экологический туризм круглый год, на мировых туристических рынках страна сохраняет за собой славу не одного из самых древних европейских государств с уникальным культурно-историческим наследием, а дешевого места проведения отдыха на море. Наступление системы «все включено», превратившейся в приманку для массового туризма, на пути упрочить это представление, сообщает .
Услуга «все включено», которая сегодня заполняет гостиницы на морском побережье, означает, что туристам обеспечена возможность питаться столько, сколько захочется. Если человек забронирует отпуск еще в январе, то он может отдыхать в Болгарии по очень выгодным ценам. Такова практика сотен тысяч зарубежных туристов, которые приезжают на болгарское побережье Черного моря, чтобы насладиться не только ласковым солнцем и песчаными пляжами, но и обильной и вкусной едой три раза в день. Оказывается, что система «все включено» в большой степени введена в туристической практике на Балканах болгарами. Еще в 50-е годы прошлого века, когда были построены первые курорты на болгарском побережье, отдыхающим обеспечивался не только ночлег, но и трехразовое питание в ресторане гостиницы. Только тогда систему «все включено» называли «полным пансионом». Однако когда гостиница не располагала собственным рестораном, туристам приходилось питаться в соседней гостинице. Система имела огромный успех и впоследствии была введена также в Греции и Турции – наших основных конкурентов на мировых туристических рынках. В наши дни туроператоры и владельцы гостиниц соревнуются между собой – кто же предложит наиболее выгодный туристический пакет по системе «все включено». Проблема, однако, в качестве предлагаемой еды и обслуживания.
«Систему «все включено» предпочитают люди, не располагающие большими средствами, – рассказал Румен Драганов, директор Института анализов и оценок в области туризма. – Они интересуются тем, во сколько обойдется их отдых. Они не хотят приехать на море на 3-4 дня и уехать, когда у них кончатся деньги. Одним словом, услуга «все включено» направлена на массовый, низкобюджетный туризм».
Насколько, однако, услуги, предоставляемые такими путевками, качественны, – это весьма спорный вопрос, все зависит от отдельных гостиниц. А местные повара проявляют невероятную фантазию и изобретательность в своих импровизациях. Так, например, жареный цыпленок, оставшийся с обеда, может появиться и на ужин, но уже порубленным в виде тушеного блюда, а на следующий день – как питательный супчик. Но так не только в Болгарии. Поэтому взыскательные клиенты относятся скептически к системе «все включено». А местные жители недовольны, так как она стимулирует отдых в гостиницах, нанося, таким образом, ущерб малому бизнесу. Впрочем, в последнее время начались дискуссии об ограничении этого типа услуг в болгарских гостиницах.
«У Агентства по продуктам питания есть идея ввести ограничение на эту услугу с тем, чтобы ее могли предлагать только 4-5-звездочные гостиницы, – говорит Румен Драганов. – Строгий контроль над едой должен существовать на курортах везде, независимо от категории места для размещения туристов».