- Много ли белорусов работает в Венесуэле?
- В 2009г. в Венесуэле трудилось около двух сотен белорусов. Пик пришелся на декабрь 2011 г., когда только по линии строителей сюда прибыло более 300 человек. Точную цифру указать сложно из-за отсутствия необходимости становиться на консульский учет. Любой гражданин РБ может находиться в Венесуэле без визы до трех месяцев. Рабочую визу и вид на жительство имеют в основном сотрудники дипкорпуса, топ-менеджеры и менеджеры среднего звена, работающие по долгосрочным контрактам. Подавляющее большинство приезжает в командировки на срок до трех месяцев, поэтому общая статистика «плавает» около цифры 500.
- Какие отечественные компании наиболее интенсивно осваивают тамошний рынок?
- Основные работодатели - ЗАО «Белзарубежстрой» и ПО «Беларуснефть». Немало специалистов командирует МАЗ - десятки человек в год. Далее идут единичные высококвалифицированные специалисты БелАЗа, МТЗ, «Амкодора», Минского завода колесных тягачей и Белорусско-венесуэльского торгового дома. Небольшими делегациями на короткий срок приезжают руководители министерств и ведомств, архитекторы и энергетики, химики и военспецы. Зарплаты в 3-5 раз выше, чем на аналогичных должностях в Беларуси.
- В столице работать престижнее и комфортнее?- В Каракасе больше возможностей занять свободное время, но работа более нервная. Плюс преступность: одну нашу переводчицу ограбили прямо в день ее приезда, в двух шагах от офиса и в 100 м от дома. Поэтому многие офисные работники, хлебнув столичной жизни, просят перевода в провинцию, где безжалостнее жара, больше комаров, но спокойнее и жизнь дешевле.
- Правда ли, что отношение к белорусам в Венесуэле особое?
- Венесуэла, пожалуй, единственная страна в мире, где нас не отождествляют с россиянами. Белорусские проекты здесь стартовали параллельно с пропагандистской кампанией. Россияне, как и китайцы с иранцами, работают, не слишком заботясь о пиаре: они осваивают свои связанные кредиты. Белорусы же отрабатывают деньги венесуэльского налогоплательщика (всего около $3 млрд.). Уместно заметить: Пекин выделил Каракасу $200 млрд. кредитов, Москва - $4 млрд.
- Как наши специалисты оценивают местный менталитет со всеми его сиестами-фиестами?- В Венесуэле сиесты нет: здесь темнеет около 19.00, поэтому двухчасовой отдых пополудни не прижился. Зато, в отличие от испанцев, венесуэльцы рано ложатся спать. Пробки и заторы исчезают к 21.00, а к 22.00 пустеют и тротуары.
Зато фиест - уйма. Если прибавить рождественские и пасхальные каникулы, а также уикенды, то времени на работу нет. Фиеста стартует каждую пятницу: после обеда никто не работает, караваны автомобилей устремляются к Карибскому морю.
Пританцовывающий шиномонтажник или насвистывающий электрик - символы работающей Венесуэлы. Сантехник будет менять сальник в кране неделю. В итоге ремонт обойдется дороже нового смесителя.
В офисах рабочий день начинается с получасового завтрака. Попутно венесуэльцы обсуждают политику, сплетни, бейсбол, предстоящий уикенд и еду, которую носят в офис в собойках. Ровно в 17.00 венесуэльский персонал мчится домой.
- Влияет ли это на профессиональные качества белорусов?
- Со временем белорусы научаются у венесуэльцев жить проще, и в их стиле работы появляется необязательность. Могут не встретить в аэропорту, не зарезервировать отель. Это коснулось и меня - с апреля не могу получить из Каракаса сумку с вещами.
- Что такое «социализм ХХI века», которым козыряет команданте?- Социализм по-венесуэльски - коктейль Молотова. Чавес любит цитировать Маркса и Ленина, не расстается с томиком Боливара и при этом поддерживает «красных» епископов католической церкви.
Около двух месяцев я жил в одном доме с испанским социалистом, продавшим недвижимость на родине и прибывшим помогать Чавесу строить социализм. В его усадьбе колониального стиля, в квартале La Pastora, стены увешаны советскими флагами. В гости приходят коммунисты, эмигрировавшие в Венесуэлу из Колумбии, Мексики и других стран. Все перебиваются случайными заработками, но поучить уму-разуму правительства - мастаки. Аппетит у всех хороший, но посуду за собой вымыть не спешат.
Сам хозяин виллы несколько лет работал в идеологическом центре правительства. Когда ему не продлили контракт, начал критиковать Чавеса. Но бюстов Ленина и Мао на свалку не выбросил.