Когда у нас возникает желание пощекотать нервы, мы отправляемся в ближайший парк аттракционов и покупаем билетик на «Американские горки». Маленькие вагончики катятся по миниатюрной железной дороге и совершают (вместе с пассажирами) немыслимые виражи. У нас в буквальном смысле захватывает дух, мы наслаждаемся чувством скорости, свободного падения и головокружения, нас действительно переполняют эмоции, испытав которые, мы благополучно возвращаемся в нормальное состояние всего через пару минут, сразу после остановки. Но на нашей планете есть места, где можно получить похожие острые ощущения, купив билет в обычный железнодорожный вагон.
Вот подборка из самых страшных и волнующих маршрутов, а заодно и потенциальных возможностей для увлекательных путешествий по железным дорогам мира.
Трен а лас Нубес (Tren a las Nubes), Аргентина
Строительство этой железнодорожной ветки, название которой можно перевести как «Поезд в облака», было завершено в 1932 году. Она является одной из главных достопримечательностей, с которыми стоит ознакомиться каждому путешественнику по Южной Америке. Поезд отправляется один раз в неделю из аргентинского города Сальта. Поездка в оба конца (это около 430 километров) занимает 16 часов. Сложный высокогорный маршрут, изначально построенный из экономических соображений, сегодня работает исключительно в интересах туристов. Линия железной дороги проходит через табачные поля и равнинные ранчо, через 29 мостов и 21 тоннель, постепенно забираясь на высоту более чем 4200 метров у виадука Ла Полворилла (La Polvorilla), что ставит ее на третье место среди самых высокогорных железных дорог в мире. Название поезда вполне оправданно, так как пассажиры могут наблюдать облака, которые не только в буквальном смысле окружают вагоны, но и находятся ниже железнодорожных путей, под мостом. Состав может вместить 468 пассажиров и движется со скоростью 35 км/ч. Конструктором и создателем этой железной дороги стал американский инженер Ричард Мори, именно ему должны быть благодарны туристы за такое количество спиралей, виадуков, тоннелей, изгибов и поворотов, через которые проходит поезд. Аналогичный принцип сцепления колес поезда и рельсов используется в фуникулерах. Но локомотив и вагоны поезда не имеют зубчатых колес, способность забираться на самые крутые склоны обеспечивается особой конструкцией укладки рельсов и специальной системой зигзагов и спиралей.
Белый проход, или Юконский маршрут, Канада и США
White Pass & Yukon Route Railroad – этот 180-километровый маршрут соединяет порт Скагуэй (Skagway) на Аляске, сегодня это популярный пункт остановки круизных лайнеров, с городом Уайтхорс (Whitehorse), столицей канадской территории Юкон. Строительство первого участка узкоколейной железной дороги было завершено более века назад, в 1898 году, на закате золотой лихорадки. Рельсы проходят через невероятно крутые подъемы и спуски, десятки мостов, в некоторых местах кажется, что дорога просто висит над пропастью, идет по самому краю утеса – и все это на неповторимом фоне очень красивых ледников, гор и водопадов. Узкоколейка считается одним из величайших достижений инженерной мысли, наряду с Эйфелевой башней, Панамским каналом и статуей Свободы. Первоначально осуществление идеи строительства железной дороги сквозь горы казалось невозможным, но ее проложили всего за 26 месяцев. Проект обошелся в 10 миллионов долларов при финансовом участии Великобритании, США и Канады. Десять тысяч рабочих и 450 тонн взрывчатки сделали свое дело. В 1982 году эксплуатация дороги была приостановлена по экономическим причинам, но в 1988-м вагоны Юконского маршрута вновь приняли пассажиров, с этого времени исключительно туристов. За туристский сезон 2010 года, с мая по сентябрь, было перевезено 360 тысяч пассажиров, хотя и по сокращенному до 108 км маршруту.
Нариз дель Диабло (Nariz del Diablo), Эквадор
Поезд с таким красноречивым названием как «Нос Дьявола» курсирует между Алузи (Alausi), который находится недалеко от города Риобамба (Riobamba) в Андах, и Пальмирой (Palmira), это примерно 80 километров к югу. Состав плавно карабкается в горы, следует очень неспешно, давая пассажирам достаточно времени, чтобы насладиться незабываемым зрелищем «Авеню Вулканов» в Эквадоре. К сожалению, путешественникам более не разрешается влезать на крышу поезда, чтобы лучше рассмотреть окружающий пейзаж, хотя ранее такое практиковалось. Билет на «самую верхнюю полку» стоил всего 11 долларов, а за дополнительный доллар пассажир мог получить подушку, чтобы превратить жесткую крышу в мягкий вагон и смело наслаждаться ощущением встречного ветра со всеми удобствами. Поезд отправляется в путь трижды в неделю – по понедельникам, средам и пятницам. Нельзя сказать, что эквадорские железнодорожники не заботятся о безопасности пассажиров: вагоны оборудованы специальными поручнями, которые не дают туристам свалиться с крыши. Перед поездкой следует подумать о теплой одежде или покрывалах, поезд находится в эксплуатации больше века, не только без капитального, но и более-менее серьезного ремонта подвижного состава, а ветры на такой высоте над уровнем моря обычно очень холодные. И самое главное – не забыть фотоаппарат, восхитительные кадры гарантированы! «Нос Дьявола» представляет собой всего лишь небольшую часть туристического маршрута, состоящего из щекочущих нервы крутых подъемов и спусков.
Джорджтаунская кольцевая железная дорога, США
Имея всего четыре с половиной километра в длину, Кольцевая Джорджтаунская уже более века является очень популярным туристическим маршрутом. Классический поезд, укомплектованный вагонами старого образца и ведомый пыхтящим паровозом, принимает пассажиров в Джорджтауне (Georgetown), штат Колорадо, и везет в соседний город Сильвер Плюм (Silver Plume), постепенно взбираясь на мост высотой более 180 метров. Маршрут проходит через горы, давая возможность туристам полюбоваться великолепными, захватывающими видами. Работает с апреля до декабря. Пассажиры могут не просто прикоснуться, но практически окунуться в живую историю Соединенных Штатов Америки, ведь в обоих городках, которые соединяет маршрут, до сих пор сохранилась самая высокая концентрация старинных зданий викторианской эпохи. Кажется, что время здесь остановилось когда-то, лет двести назад. Национальный природный парк, в пределах которого проходит дорога, хранит незабываемый, первозданный ландшафт Скалистых гор с лесами, реками и каньонами. Маршрут проходит мимо нескольких заброшенных серебряных рудников и шахт. Чего действительно не хватает, чтобы пощекотать нервы, так это бешеной атаки на поезд краснокожих.
Дорога смерти, Таиланд
Более 90 тысяч рабочих и 16 тысяч военнопленных умерли во время строительства этой железной дороги между Бангкоком и Мьянмой. Японцы хотели построить железную дорогу от Рангуна и Бенгальского залива через Бангкок прямо в Сингапур. Они считали, что морские пути слишком уязвимы для атак союзников в военное время, поэтому нуждались в альтернативном и безопасном маршруте для транспортировки войск и военных грузов. Они даже начали строить планы по захвату владений Британской империи в Индии. Дорога смерти ответвляется от существующей Южной железной дороги и направляется в сторону Канчанабури. Первые 55 километров от Нонг Пладук строить было относительно легко благодаря ровной местности. Дальнейший путь стал настоящим адом и полностью оправдал страшное название. Протяженность маршрута составляет 415 км. 39 жизней только узников войны – такова цена каждого километра дороги. Заключенные умирали из-за болезней, недоедания и истощения, медицинская помощь как таковая отсутствовала. Диета работников состояла из двух маленьких порций риса с солеными овощами в день, они были вынуждены работать до 16 часов в сутки в ужасных условиях. Многие подвергались жесточайшим пыткам за малейшие нарушения и провинности. Этот ужасный эпизод лег в основу фильма Дэвида Лина «Мост через реку Квай». Поездка по сохранившимся участкам маршрута в настоящее время популярна среди туристов, посещающих Канчанабури (Kanchanaburi) – городок, расположенный на северо-западе от столицы Таиланда. Поезд во время пути практически прижимается к отвесным скалам и проходит по нескольким шатким деревянным мостам, в том числе и по восстановленному знаменитому мосту через реку Квай. Маршрут начинается в тайском городе Нонг Пладук (Nong Pladuk) и заканчивается в Занбюзьят (Thanbyuzayat), Мьянма, или бывшая Бирма. Поезд проходит 111 км по территории Мьянмы и 304 км по Таиланду.
Мост Памбан (Pamban), Индия
Город Рамесварам (Rameswaram) на острове Памбан соединен с материком мостом протяженностью в 2 км 300 м, по которому совершает захватывающую финишную прямую через пролив Палк поезд, на котором путешественники прибывают на остров из индийского города Ченнаи (Chennai). Рамесварам – это священный город для индусов, весьма популярный среди паломников и туристов. Мост Памбан стал первым в Индии мостом, возведенным над морской поверхностью, и занимает второе место по протяженности. Индийцы дали мосту имя Индиры Ганди, но туристы предпочитают наименование, доставшееся от острова. Мост имеет разводную секцию, которая состоит из двух подъемных арок и служит для пропуска морских судов. Изначально ширина железнодорожной колеи составляла один метр, но в 2007 году индийские транспортники завершили ее модернизацию, и теперь мост может пропускать и стандартные, «широкие» вагоны. Пейзаж, который открывается с моста перед пассажирами проходящих поездов, просто захватывает дух – безбрежный морской горизонт и живописные острова в некотором отдалении.
Бамбуковый поезд, Камбоджа
Железнодорожная сеть этой страны известна своей примитивностью и ненадежностью. Камбоджийцы взяли дело в свои руки, создав своими руками собственную транспортную систему, которая состоит из «поездов», построенных из бамбука и списанных запасных частей от различной военной техники. Такие локомотивы развивают скорость до 40 км/ч, питаются энергией от крошечных электродвигателей и могут перевозить до нескольких десятков пассажиров одновременно. Некоторые поезда приводятся в движение моторчиком от мотоцикла Хонда (а возможно, и от газонокосилки) и простейшей клиноременной передачей. Единственная серьезная проблема – это встреча двух поездов. Дело в том, что в стране существует только одна-единственная железнодорожная линия, так что тот состав, который легче, просто должен быть снят с рельсов, чтобы дать дорогу встречному. В работах по «транспортной рокировке» вместе с кондуктором-проводником-машинистом вынуждены принимать участие и все пассажиры. Время от времени вагоновожатому приходится сгонять с рельсов домашний скот, который иногда забредает пощипать травки, буйно растущей между шпалами. Грузоподъемность экзотического транспортного средства не превышает одной метрической тонны. Вашими соседями могут стать мешки с рисом, вязанки дров… скорпионы и прочие паукообразные, которым совсем не сложно проникнуть в вагоны на небольшой скорости.
Обзорная железная дорога Cumbres and Toltec, США
Этот маршрут на юге Скалистых гор работает исключительно в летние месяцы и принимает пассажиров из городка Чама (Chama) в Нью-Мексико, чтобы доставить их на перевал Камбрес (Cumbres), самую высокую точку, по которой проходят железнодорожные пути в Соединенных Штатах. Многочисленные петли, эстакады и тоннели находятся на пути поезда, который проходит также через ущелье Тольтеков (Toltec Gorge) и достигает своего конечного пункта в городе Антонито (Antonito) в штате Колорадо. Железная дорога является не только исторической, но и и культурной ценностью обоих штатов, Колорадо и Нью-Мексико. Это настоящий исторический артефакт американского Дикого Запада. Помимо живописных пейзажей, в окрестностях сохранилось множество исторических зданий и сооружений. Построенная в 1880 году, узкоколейная дорога практически не менялась – те же рельсы, шпалы, вагоны и самый настоящий раритетный паровоз.
Обзорная железная дорога Курэнда (Kuranda), Австралия
Строительство этого участка железной дороги было завершено в 1891 году. Поезд проходит маршрут от Кэрнса (Cairns) до города Курэнда (Kuranda) всего за один час и 45 минут. Рельсы проложены прямо через ущелье национального парка Бэррон (Barron), мимо водопадов и тропических лесов, а также сквозь 15 туннелей. А ведь причиной строительства этой железной дороги, которая сегодня служит исключительно для развлечения туристов, стал голодный бунт шахтеров. Все началось с затяжного сезона дождей 1882 года в Северном Квинслэнде, когда шахтеры, работавшие на оловянных рудниках, оказались полностью отрезанными от внешнего мира, все дороги так развезло, что доставить продукты, товары и предметы первой необходимости не было никакой возможности. Поселенцы выдвинули очень жесткие и вполне конкретные требования, которые касались не только улучшения системы их жизнеобеспечения, но и самой жизни. Приближалась холодная зима, а вместе с ней и выборы, поэтому в строительстве были заинтересованы не только избиратели, но и политики, представители как юга, так и севера страны. После длительного согласования маршрута, что было отнюдь не простым делом из-за сложного рельефа местности, консультациями с представителями бушменов, проект был окончательно утвержден и согласован в марте 1884 года.
Горные железные дороги Индии
Гималайская железная дорога Дарджилинг (Darjeeling Himalayan Railway), железная дорога Калка-Шимла (Kalka-Shimla Railway) и маршрут через долину Кангры (Kangra Valley Railway) были построены еще во времена британского владычества в Индии, но до сих пор находятся в эксплуатации. Каждая линия проходит через скалистые предгорья Гималаев, извиваясь в складках красивейшей местности. Когда эти дороги были построены, они по праву считались наглядными примерами инженерных чудес. Поезда, которые курсируют на этих маршрутах, давно устарели морально и физически, как правило, очень неудобны, передвигаются мучительно медленно и сильно переполнены, хотя все это только добавляет подлинного индийского колорита.
Гималайская железная дорога Дарджилинг является первым и до сих пор наиболее ярким примером горных пассажирских железных дорог. Она была открыта в 1881 году, и без смелых и оригинальных инженерных решений это было бы невозможно. До сих пор большая часть дороги сохраняется в первозданном виде, без ремонта и модернизации, но продолжает функционировать. Станция Гхум находится на самой высокой точке над уровнем моря из всех железнодорожных станций Азии – 2 километра и 258 метров. Конечная точка, вокзал Дарджилинг, расположена чуть ниже – 2076 метров.
Вест-Хайлендская линия (West Highland Line), Шотландия
«Самое лучшее в мире из высотных путешествий по железной дороге», по версии читателей журнала Wanderlust. Опередившая Транссибирскую магистраль, Вест-хайлендская линия соединяет шотландский порт Маллиг (Mallaig) с городом Обэн (Oban). Наиболее примечательный и знаковый участок пути – это виадук Гленфиннан (Glenfinnan Viaduct): в этом месте железная дорога проходит в 30 метрах над землей и предоставляет возможность всем пассажирам полюбоваться великолепным видом озера Лох-Шил (Loch Shiel) и его окрестностей. Вест-Хайлендская линия не только сама по себе является предметом национальной гордости каждого британца (и, разумеется, шотландца), но и знакомит пассажиров поезда с шикарным букетом достопримечательностей, которые находятся вдоль пути следования: самая высокая гора Британии – Бен Невис (Ben Nevis), самое большое озеро Британии – Лох Ломонд (Loch Lomond), самое протяженное озеро Британии – Лох Аве (Loch Awe), самое глубокое озеро Британии – Лох Морар (Loch Morar), самая высотная железнодорожная станция Британии – Коррур (Corrour), самая западная станция Британии –- Эрисэйг (Arisaig).
Оутениква Чу Щой (Outeniqua Choo Tjoe), Южная Африка
На языке местного племени кхойкхой Оутениква означает Медовая земля. Построенная в 1928 году, железнодорожная линия Outeniqua Choo Tjoe соединяет город Джордж (George) с популярным курортом Книсна (Knysna) в Западной Капской провинции Южной Африки. 68-километровая поездка занимает всего около двух часов. Этот участок дороги является частью знаменитого 200-километрового Садового пути (Garden Route), популярного туристического маршрута, который проходит вдоль береговой линии Индийского океана и соединяет Кейптаун с Порт-Элизабет. Он знаменит множеством пешеходных прогулочных тропинок и дорожек, которые позволяют в неспешном темпе насладиться неповторимой красотой окружающего ландшафта. Приближаясь к конечной станции, поезд пересекает красочную лагуну по очень живописному мосту. К сожалению, сейчас маршрут временно приостановлен, хотя южноафриканские власти заявляли о своем желании возобновить его работу.
Фуникулеры
Эти рельсы стремятся прямо в самые крутые горы, в некоторых случаях обслуживаются из рук вон плохо. Вагоны по этим железным дорогам тянет не локомотив, а кабельная система. Но они были построены не только для того, чтобы пасажиры страдали от головокружения. Некоторые из наиболее известных примеров можно найти в живописных окрестностях чилийского города Вальпараисо (на фото), в Швейцарии, Калифорнии и Неаполе. Горная Железная дорога Линтон – Линмут (The Lynton and Lynmouth Cliff Railway) в Северном Девоне является одним из наиболее известных примеров действующих фуникулеров Великобритании. Линмут находится на берегу моря, а Линтон – на вершине высокого холма. В XIХ веке туристы, приезжающие из Бристоля, были вынуждены самостоятельно преодолевать крутой холм, чтобы достичь Линтона. В течение многих лет лучший способ перемещения заключался в использовании ослов! В 1887 году был одобрен и запущен в дело проект постройки фуникулера, чтобы связать два города, а 19 апреля 1890 года новый маршрут был официально открыт и успешно поднял первых пассажиров. С тех пор все та же компания работает с тем же оборудованием и технологиями. Только кабинки вагончиков немножко модернизировали, сделав их чуть удобнее. Плавное перемещение фуникулера обеспечивается и уравновешивается обыкновенной водой, которая берется из реки Западный Лин и поступает на станцию Линтон по трубе длиной в одну милю. Получается не только старинный, но и экологичный транспорт. Самое удивительное, что вода работает не только в качестве движущей силы этого транспортного средства, но и обеспечивает работу его тормозной системы!
Любые железные дороги Южной Азии
По данным статистики железнодорожных катастроф, пассажиры практически любого поезда в Южной Азии имеют самые серьезные основания для того, чтобы понервничать. С 1980 года наибольшее количество аварий со смертельным исходом имели место в Пакистане, Индии и Бангладеш. В этих странах характерной, можно сказать национальной чертой каждого железнодорожного состава является переполненность, именно это приводит к большому количеству смертей при каждой, даже незначительной аварии.
Удобно устроившись на сиденье вагона, мы предпочитаем таких спокойных и тихих спутников, как стакан крепкого чаю и книжка. Мерное постукивание колес действует усыпляюще. По статистике, большинство пассажиров тратят время, которое они проводят в поездке именно на сон. Но ни один поезд из перечисленных выше не даст нам возможности сомкнуть глаз, хотя крепко зажмуриться от страха придется наверняка, и не раз. Только не забывайте о своей фотокамере, такие волнующие моменты вашей жизни необходимо сохранить!