Можно ли заработать на топ-турнирах вообще и Играх в частности? Или прав культовый автор Financial Times Стефан Шимански: заработать на каком-нибудь чемпионате мира — это все равно, что заработать на вечеринке у себя дома?
Задается вопросами корреспондент «
Самый дискутируемый вопрос в политических и спортивных кругах: зачем Лондону Игры в принципе? В отличие от Пекина британской столице нечего доказывать миру. Это Поднебесной важно было продемонстрировать коммунизм со щурящимся китайским лицом, свободу слова, прочие чудеса и привлечь в страну туристов. У Лондона все это было и до Олимпиады. Более того, по некоторым оценкам, в количестве туристов этим летом британская столица уступит прошлогоднему показателю. Игры, конечно, являются маяком для многих. Но примерно столько же народу они заставят отложить визит в Лондон на следующее лето. Ведь Олимпиада для равнодушного к спорту человека — это дикие цены на все на свете, отсутствие жилья и прочие неудобства.
Многие лондонцы тоже давно выбрали свою роль во время Игр. Количество купленных туров подальше от Англии вообще и Лондона в частности бьет все рекорды. Связываться с Играми желают далеко не все местные. Как ни старался Оргкомитет с Борисом Джонсоном, что одним спортивный праздник, для других — обуза, от которой лучше держаться в стороне.
Какие все-таки люди разные! Некоторые готовы брать отпуск и ехать за тридевять земель, чтобы поволонтерить на Играх за еду и воду. А делают все, чтобы не провести в олимпийском Лондоне ни одного лишнего часа.
***
Лондонским Играм не избежать параллелей с пекинскими. Сравнивают все. Бывалые уверены: в организационном плане китайская столица конкретно забила баки британской. В Поднебесной все было для человека, в Англии — все против.
Свои и чужие
Вот и на встрече с журналистами в нашем посольстве во вторник многие вздыхали: ах, китайцы! Эх, англичане…
На самом деле разницу в подходах организаторов можно было обнаружить давным-давно — еще на чисто декларативном уровне. Китайцы в свое время рвали рубаху на груди: главная задача организаторов — сделать так, чтобы всем гостям Пекина было максимально комфортно. А мэр Лондона Борис Джонсон оформляет лейтмотив Олимпиады иначе: потрафить всем местным жителям Лондона.
Чувствуете разницу? При том, что ради гостей лондонский градоначальник тоже готов постараться, во главу угла он ставит не понаехавших на двадцать дней визитеров, а вечно ворчащих соотечественников. Ведь все восхищенные блестящим приемом гости недели через полторы навсегда отчалят от берегов Темзы, а аборигены, платящие налоги и голосующие на выборах, — останутся. И будут вершить судьбу Бориса Джонсона по всей строгости. И блондинистый мэр больше всего не хочет оказаться один на один с обманутыми вкладчиками. Ведь на последних выборах зимой своего главного оппонента Кена Ливингстона он обошел на тоненького.
Поэтому как бы ни был важен для Джонсона имидж британской столицы, свои ему многожды важнее. Иначе в следующий раз Бориску на царство уже никто не попросит.
Для него сейчас главное, чтобы от Олимпиады не пострадало ни одно лондонское животное. Насчет приезжих они тоже постараются. Но — во вторую очередь. Свои важнее чужих. При любом раскладе. На этом стояло, стоит и стоять будет Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Здесь точно знают, что никакой международный авторитет не поможет, если погода в доме будет не фонтан.
Великобритания всегда уверена в своей правоте. Ей гораздо меньше нужно пускать пыль в глаза, чем тем же китайцам, которые никак не могут понять, что сверхдержаве ничего и никому не нужно доказывать. Англия во время Олимпиады — почти такая же, как и до нее. Разве что зачистили акции протеста у собора Святого Павла. Но даже это вызвало такую критику в прессе, что неудобно стало не только Джонсону, но и самому Дэвиду Кэмерону, а один из священников собора подал в отставку.
Быть собой — вот что важно. Британцы дома, вы к ним явились, но ради вас они не собираются напяливать фрак или нести в ломбард фамильное серебро, чтобы повкуснее вас накормить. Они станут делать то, что диктует здравый смысл, а вы — как хотите. И считают это единственно верным, свысока поглядывая на воспеваемые зарубежными гостями пекинские, в особенности журналистами, чудеса. Здесь журналистов не прикармливают брелоками и значками, им не дают чаевые.
Англичане крайне брезгливо относятся к пекинским потугам выглядеть молодцами. Дескать, три четверти страны стоит по колено в воде на рисовом поле, а правительство, которое эти три четверти даже не выбирали, берет на себя право спустить столько денег на фантастическую ярмарку тщеславия. Англия бы себе такого позволить не могла. Англичане никого не хотят обойти в медальном зачете. Они будут стараться, но плана у них нет. И самое главное: Великобритании все равно, что о ней думает весь мир. Гораздо важнее, что она сама о себе думает.
Нам на всякий случай об этом стоит помнить. Ведь уже через два года Беларусь примет первый в своей истории топ-турнир — хоккейный чемпионат мира-2014. Очень важно, чтобы у нас организаторы нашли правильный баланс между гостеприимством и чувством собственного достоинства и самоуважения. Ведь как ни ублажай гостей, они останутся чужими.