В рамках дела о крушении самолета Як-42 с хоккейной командой«Локомотив» на борту предъявлены первые обвинения. Следствие предполагает, что один из бывших руководителей авиакомпании «Як Сервис» Вадим Тимофеев сфальсифицировал документы, позволившие управлять самолетом неквалифицированному экипажу, и не проводил обучение пилотов, сообщает «
В деле о крушении самолета Як-42 под Ярославлем с хоккейной командой «Локомотив» на борту появился первый обвиняемый. В четверг официальный представитель Следственного комитета (СК) Владимир Маркин заявил, что в катастрофе, унесшей жизни 44 человек, 37 из которых представляли «Локомотив»(основной состав, тренерский штаб и персонал команды), может быть виновен один из бывших руководителей авиакомпании «Як Сервис» Вадим Тимофеев. Ему предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 263 УК РФ(нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).
«Изучив все обстоятельства и факты, предшествовавшие трагедии, следователи установили, что экипаж был допущен Тимофеевым незаконно, в нарушение правил безопасной эксплуатации авиатранспорта, и на момент катастрофы не имел права выполнения самостоятельных полетов», – заявил Маркин, которого цитируе «Интерфакс».
По словам представителя СК, следствие выяснило, что Тимофеев сфальсифицировал документы, позволившие управлять самолетом командиру экипажа Андрею Соломенцеву. Второй пилот, Игорь Жевелов, также не имел права выполнять полет, поскольку к тому моменту еще не прошел переобучение.
«Контроль за прохождением профессиональной учебы пилотов Тимофеев не осуществлял, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и, несмотря на неоконченную программу обучения, незаконно допускал до полетов», – отметил Маркин. Это означает, поясняет представитель СК, что Тимофееву было достоверно известно о том, что летный состав, управлявший Як-42, не прошел переобучение и, следовательно, не обладал достаточными навыками для выполнения безопасного полета. В СК убеждены, что Тимофеев, как руководитель компании-эксплуатанта, был обязан соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации самолета, отвечать за организацию летной работы, а также поддерживать квалификацию летного состава на должном профессиональном уровне, проводя постоянные тренировки и квалификационные тестирования. Если же квалификация пилотов не соответствовала нормам, позволяющим управлять Як-42, то Тимофеев должен был воспользоваться своим правом отстранить экипаж от полетов.
Как отмечают в СК, с 5 по 17 сентября 2011 года экипаж должен был проходить обучение правильному распределению рабочих обязанностей.
В этом случае Тимофеев не имел права доверять экипажу вести самолет – он был обязан обеспечить обучение пилотов, помощников и бортпроводников.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе СК, других фигурантов в деле в ближайшее время не предвидится. Тимофеев пока находится на свободе. Решение о мере пресечения для него будет принято в ближайшее время.
Расследование уголовного дела о крушении Як-42, случившемся 7 сентября 2011 года, продолжается. За прошедший после трагедии год допрошено более 200 человек, проведено свыше 120 судебных экспертиз, а объем самого дела составляет около 90 томов, подчеркнул Маркин.
По данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который обнародовал окончательные результаты расследования катастрофы в ноябре 2011 года, причиной трагедии была ошибка экипажа. Специалисты пришли к выводу, что перед попыткой взлета в аэропорту Туношна самолет был полностью исправен: у машины были в порядке тормоза и руль, было достаточно качественного горючего и места для разгона. Специалисты МАК отмечали, что со взлетом экипаж Як-42 никто не торопил. Это следует и из разговора летчиков, который зафиксировал речевой самописец.
«Мы специально показали всю реконструкцию аварийного полета, начиная с предполетного брифинга экипажа. Никакой спешки, никакого давления, в том числе диспетчерского состава, на экипаж не было», – подчеркивал глава технической комиссии МАК Алексей Морозов, опровергая таким образом появившиеся сразу после трагедии слухи, что вылет самолета зависел от прибытия в Туношну гостей Ярославского политического форума. Морозов подчеркнул, что экипаж прогревал двигатель в течение шести минут, как и положено по инструкции. Почти в одно время с Як-42, 16.00 мск, из Туношны должен был вылетать только вертолет R-44 компании «Русские вертолетные системы», но взлетал он не с полосы, а с вертолетной площадки. В Туношну в это время самолеты не садились, и полоса была не загружена.
Владимир Гордеев