Этот частный экспресс предлагает комфорт по стандартам первого класса пока еще для всех желающих. Впрочем, иные пассажиры готовы ехать на этом поезде даже стоя…
Германия знаменита не только скоростными автострадами, на многих участках которых позволено жать на газ до упора, но и своими высокоскоростными поездами дальнего следования, покрывающими за несколько часов расстояния в несколько сотен километров, сообщает
Обтекаемые, похожие на гоночные автомобили, пассажирские составы серебристого цвета, именуемые Intercity-Express, развивают на специально для них построенных участках железнодорожной сети скорость до 330 км/час. Всего за час такой экспресс «долетает», например, из Кельна до Франкфурта-на-Майне и за полтора часа – из Берлина в Гамбург. И даже если на самолете из пункта А в пункт Б можно по-прежнему добираться быстрее, чем по железной дороге, многие предпочитают поезд, тем более что в аэропорт нужно приезжать задолго до отлета, чтобы пройти регистрацию, контроль безопасности и вовремя успеть на посадку.
Самое приятное начинается в комфортном салоне скоростного экспресса. Вы погружаетесь в мягкое кресло, откидываете спинку, подключаете к электропитанию гаджет и наслаждаетесь кофе, принесенным из вагона-ресторана. В первом классе все на порядок круче: и кресла шире, и газеты бесплатные, и кофе, что называется, «в постель». Одна беда – стоит все это приличные деньги. Четырехчасовая поездка на ICE из Гамбурга в Кельн, например, в среднем 90 евро в один конец.
Рождение альтернативы
Кроме того, иногда даже в «крутых» поездах акционерной компании со стопроцентным государственным участием Deutsche Bahn отказывает кондиционер, не хватает посадочных мест, и обслуживающий персонал не производит дружелюбного впечатления. С этим приходится мириться, потому что альтернативы оператору под названием «Немецкие железные дороги» практически нет. На малых расстояниях, правда, пассажиров кое-где обслуживают частные железнодорожные компании, но и их очень мало. А вот на трассах, соединяющих крупные города, конкуренции у Deutsche Bahn до недавнего времени не было. Но теперь она есть.
Между Гамбургом и Кельном стал сейчас курсировать частный поезд Hamburg-Köln-Express, который, не обгоняя ICE по скорости, тем не менее быстрее довозит пассажиров с Рейна на Эльбу, делая существенно меньше остановок в пути, и при этом обходится намного дешевле. Пока еще стоимость билетов на HKX колеблется от 20 до 60 евро в зависимости от того, когда пассажир приобретает через фирменный интернет-портал свой билет. Быстро и дешево – для пассажиров это главный аргумент!
Перевозить пассажиров частный оператор HKX намеревался в переоборудованных вагонах постройки 1960-х годов, купленных у Австрийской железной дороги (ÖBB). Но переоснащение в Польше затянулось, а потом и вовсе сорвалось. Поэтому на старт вышли вагоны, взятые HKX в аренду у Deutsche Bahn. Вагоны не простые, а с претензией на роскошь: стеклянные перегородки, просторные купе на шесть или на четырех человек и всего 50 посадочных мест на вагон. Одно удовольствие для любителей ретро прокатиться на составе, который в 1960-е годы возил пассажиров по Баварии исключительно по стандартам первого класса.
Первый класс предлагает всем своим пассажирам в экспрессах и HKX. Как отказаться от такой роскоши, да еще почти по бросовой цене!? А никто и не отказывается. За первый месяц работы новый конкурент Deutsche Bahn перевез, по собственным данным, около 25 тысяч человек, среди которых много было таких, которые раньше на поездах вообще предпочитали не ездить.
Испытать новый экспресс решила и русская редакция DW. Первая осечка произошла уже на стадии покупки билета. В эйфории от предстоящего удовольствия откомандированный репортер лихо жал на виртуальные кнопки и, только распечатав готовый билет стоимостью 20 евро, увидел, что садиться в поезд придется не в Кельне, а в Гамбурге. Возврат билета стоит, кстати, половину покупной цены. За день до отправления экспресса билет из Кельна в Гамбург стоил «аж» 60 евро. Но и это дешевле, чем у Deutsche Bahn.
Следующим испытанием стали поиски поезда на вокзале. Он никуда не прятался, но пассажиру, привыкшему, что поезда в определенном направлении отправляются с одних и тех же платформ, пришлось внимательно изучать электронное табло в поисках заветных букв HKX. За две минуты до отхода поезда, согласитесь, это занятие малоприятное.Впрочем, главное испытание было еще впереди: внутри вагона не оказалось ни просторных купе, ни красного плюша. Выпрыгивать было уже поздно и, как оказалось, не нужно. Экспресс действительно плавно тронулся по направлению к Гамбургу. В беседе с проводницами, похожими на стюардесс, выяснилось, что в определенные дни HKX задействует составы попроще с местами пожестче. Вот так осечка! При покупке билета такой информации не было. Ну, да ладно! В любом вагоне первого класса путешествовать приятно. Правда, как объяснила улыбчивая бортпроводница, в поезде нет деления на «первый» и «второй» класс.
Глас народа
Вместе с тем, весь экспресс за исключением двух парочек и репортера DW, удобно расположившихся в единственном по-настоящему комфортабельном вагоне, ехал в вагонах, где на стене красовалась цифра «2», отчасти даже на откидных сиденьях, иные даже стоя! И тем не менее, как показал обход поезда и выборочный опрос, пассажиры пребывали в отличнейшем настроении.
Музыканты заявили, что стоят добровольно, ради разнообразия, и за такую цену готовы простоять хоть весь путь. Студент сказал, что ездит на экспрессе регулярно, потому что дешево и персонал дружелюбный, и что будет ездить на HKX и впредь, если цены резко не взлетят. Бабульки хвалили чистоту и порядок.
Подружки-подростки радовались, что нашли приемлемую альтернативу автостопу. Мама с дочкой восторгалась дешевому кофе с бутербродами. Элегантная дама наслаждалась приятной атмосферой в обществе, как она подчеркнула, на редкость симпатичных людей и даже живого попугая: «Настроение первопроходческое! Такой вот приятный пионерский задор!»
Пассажиров не смущали ни жесткие сиденья, ни отсутствие крышек на стаканчиках кофе. Разве что передвижной бар мог бы чаще курсировать туда-сюда по составу, говорили они. За 38 евро (если купишь билет заранее) сгонять из Кельна в Гамбург и обратно, – с такими ценами HKX не будет испытывать недостатка в пассажирах. Но ведь это только начало. Компания работает пока еще себе в убыток, платя бешеные деньги за аренду поездов. В данной ситуации, впрочем, выигрывает пассажир, даже не попавший в роскошное купе с мягким плюшем.
Элла Володина