В грузинской столице вновь разгорелась дискуссия о целесообразности существования Музея советской оккупации. Спор вокруг музея возник на фоне заявлений нового грузинского правительства о нормализации отношений с Россией, сообщает
Экспонаты как часть истории
Приглушенный свет. Незапоминающаяся мелодия. В центре зала – красная дорожка, ведущая к массивному столу. На столе – зеленая лампа. На стене за столом висит большая карта Советского Союза. Так выглядит Музей советской оккупации в Тбилиси – самый молодой музей грузинской столицы. Он расположен в одном из залов Национального музея Грузии имени Симона Джанашиа.
Выставку открывает стеклянная стела, на которой – фамилии репрессированных в советское время грузин. Здесь же красный вагончик, в котором в 1924 году расстреляли грузинских повстанцев, и видеоинсталяция на тему российско-грузинской войны 2008 года.
Всего в музее выставлено более 3000 экспонатов. Первый из них – карта Грузии начала XX века. Далее – развешанные в хронологическом порядке с 1921 по 1991 год фотографии репрессированных, расстрельные приговоры, плакаты и знамена, оружие, печатные издания грузинских эмигрантов. Особое место занимают экспонаты, посвященные трехлетнему периоду независимости Грузии с 1918 по 1921 годы, установлению советской власти в Грузии в 1921 году и первым годам существования Грузинской ССР, а также сталинским репрессиям. Завершается экспозиция современной картой Грузии с надписью: «Оккупация продолжается», где красным отмечены Абхазия и Южная Осетия.
Создание музея
Музей советской оккупации был создан 26 мая 2006 года по инициативе президента Грузии Михаила Саакашвили. Но вскоре он был закрыт на ремонт, как и все здание Национального музея. Музей советской оккупации вновь открыл свои двери для посетителей летом 2011 года. Кстати, его посещение входит в обязательную программу визита почти всех официальных делегаций. А вот обычные туристы оказываются в музее зачастую случайно.
Вот и американец Рэнди Фрэнкс пришел в Национальный музей Грузии, а заодно посетил и этот зал. В том, что Музей советской оккупации необходим, он не сомневается. «Очень важно изучать прошлое, чтобы не повторилась та же беда. Увиденное подогрело мой интерес к советской истории. Грузия – маленькое государство, которое борется за свою независимость, стала мне еще более симпатична», – говорит Рэнди.
Ученице 8-го класса Русудан Окроашвили сложно размышлять о целесообразности существования музея. Она, правда, слышала от учителей о том, что «в советское время людей расстреливали без причин», но большего Русудан о том времени рассказать не может. А в музее ей больше всего понравилось оружие и вагончик.
Помеха в российско-грузинских отношениях?
До недавнего времени музей не пользовался особой популярностью у местных жителей. Пока с подачи НПО «Земля – наш дом» не встал вопрос о закрытии музея. Организация, в частности, заговорила о том, насколько Грузии важны добрососедские отношения с Россией. «Пора избавляться от стереотипа, что Россия – враг, и не раздражать Россию наличием подобного «оккупационного» музея», – заявляет глава НПО Элгуджа Ходели.
Каждую неделю у здания Нацмузея активисты «Земля – наш дом» проводят акцию протеста под лозунгом «Не отнимайте у нас право дружить с русским народом!» На требования НПО откликнулись местные организации: Общество Ираклия Второго и Институт Евразии. Последний раскритиковал музей как «бездарную пропаганду», назвав его недостатком отрицательную оценку советской эпохи, «чтобы его посетители прониклись ненавистью к советскому прошлому и к правопреемнице Советского Союза – России».
«НЕТ – возвращению в СССР!»
Заявление Института Евразии вызвало реакцию у защитников музея, которые через Facebook организовали флешмоб в его поддержку. В нем приняло участие около 200 человек, в том числе студенты нескольких тбилисских вузов. «Не закрывайте Музей оккупации – остановите наше возвращение в СССР!» – таков был девиз этой акции.
Вот и Эмиль Адельханов, диссидент и правозащитник, уверен в том, что музей обязательно нужно сохранить, но без сиюминутных пропагандистских задач. «Важно, чтобы в облике музея чувствовалась рука профессионального историка, а не ущемленная национальная гордость», – говорит Адельханов. На его взгляд, унизительно пойти на закрытие музея по политическим причинам.
Историк и политолог Лаша Бакрадзе ранее активно критиковал музей за односторонний подход к подаче советского прошлого страны. Сегодня он в рядах защитников музея. «Возмутительно, что кучка пророссийски настроенных людей требует убрать музей только из-за того, чтобы не обижать Россию. Хотя нужно более глубоко представить советскую историю, а также сделать музей местом научных исследований», – заявляет Бакрадзе.
Скептицизм по отношению к термину «оккупация» тоже более неактуален для Бакрадзе. «В свое время я заявлял, что нужно более нейтральное название. Но сегодня, когда под вопросом оказалось существование музея, пусть называется оккупацией, ничего не случится. Тем более, что в 1921 году действительно произошла оккупация Грузии», – отмечает Бакрадзе.
Между тем официальные власти Грузии никак не реагируют на споры, разыгравшиеся вокруг музея.
Амалия Оганджанян