Вильнюсский торговый центр Akropolis подсчитывает, что клиенты из Беларуси могут составить до 5% всех покупателей. Представители торгово-развлекательного центра утверждают, что ассортимент товаров ради гостей из соседней страны не изменился, однако однако приходится подстраиваться в уровне обслуживания, сообщает
Руководитель вильнюсского Akropolis Чесловас Урбонавичюс сказал DELFI, что из-за значительного количества иностранных клиентов пришлось изменить вывески на входах: «И для литовцев, и белорусов, я думаю, так более удобно, когда нужно договориться, где встретиться или, скажем, вызвать такси».
По словам Урбоначвичюса, наблюдаются изменения в магазинах и на рынке услуг.
«Например, магазины пытаются нанимать продавцов, владеющих русским языком. В прошлом году в центре открылся филиал банка, в котором с самого раннего утра можно поменять более чем 20 валют разных стран, в том числе белорусские рубли, украинские гривны, болгарский лев», – перечислил изменения глава центра.
Покупают больше еды
Урбонавичюс рассказал, что наиболее популярны у белорусов одежда и обувь. На втором месте – электронные товары, бытовая техника. На третьем – ювелирные изделия. Как и косметика.
«Как правило, белорусы предпочитают известные бренды, более дороги товары», – свидетельствует он.
Урбонавичюс также отмечает, что в последнее время белорусы чаще покупают продовольственные товары.
«Эта тенденция укрепилась в этом году – с 1 января часть налогов можно вернуть при покупке всех продовольственных товаров, за исключением алкоголя и табака», – пояснил собеседник.
Представитель Akropolis подсчитывает, что в среднем покупатель из Беларуси тратит около 600–800 литов.
«Сумма, которую в среднем тратит покупатель из Беларуси, за последний год несколько сократилась. Это в основном связано с растущими потоками покупателей – раньше в Литву закупаться ехали либо более богатые покупатели, либо те, кто первыми открыл для себя пользу таких поездок. Последние покупали товары не только для себя, но и для своих близких, друзей, соседей. Приходилось наблюдать, как сразу покупались два или даже три телевизора и так далее», – рассказал он.
Сейчас замечено, что в центр приезжают те, которым товары раньше привозили друзья, а также представители среднего класса.
Коллекции одежды для белорусов не заказывают
Хотя большинство граждан Беларуси Литва заинтересовала одеждой и обувью, генеральный директор компании Apranga Римантас Первеняцкас говорит, что ассортимент товаров в Akropolis не подгоняется под вкус клиентов с Востока.
«Мы специально ассортимент под белорусов не формируем. Мы ориентируемся на жителей Литвы, Латвии и Эстонии, – сказал он DELFI. – В принципе мы покупаем европейскую моду. Думая о том, как магазин будет выглядеть, мы пытаемся сосредоточиться на том, чтобы он не очень отличался от европейского».
Глава компании, торгующей брендами Mango, Pull & Bear, Zara, Bershka и другими, подчеркнул, что белорусам как раз нравится, что в Литве им предлагают не то, что они могут найти в своей собственной стране.
«Они также хотят покупать скорее европейскую моду. Здесь они находят и европейские цены, и европейские коллекции», – сказал представитель Apranga.
Тем не менее собеседник признал, что некоторый тип одежды все же пользуется большей популярностью среди граждан Беларуси.
«Скорее выбирают одежду с блестками, провокационного покроя. Литовцы более сдержанные, белорусы – более эмоциональные, так что им нужно что-то более бросающееся в глаза», – о предпочтениях гостей из соседней страны рассказал Первеняцкас.
Изменился не только Akropolis, но и Старый город
Тем временем стилист Кястутис Римджюс считает, что вкус клиентов из Беларуси оказывает влияние на предложение столичных магазинов.
«Кто деньги платит, тот и музыку заказывает», – говорит он.
«Я думаю, что в принципе не только Akropolis, но и Старый город в этом смысле изменился. Имею в виду те магазины, которые ориентируются на богатого клиента», – продолжает стилист.
Он уверен, что славянский вкус в одежде заметно отличается от того, что принято носить в странах Балтии. «И все равно делаются реверансы в сторону соседней страны, надо признать, что все, связанное с сектором одежды, необходимо подстраивать к тем, кто покупает эту одежду», – говорит стилист.