Как сообщает Dw-world.de:
На Украине завершился летний туристический сезон – последний перед Евро–2012. Страна активно готовится к чемпионату – строятся новые аэропорты, отели, дороги. А вот информационная политика пока оставляет желать лучшего
Чем привлекает туристов Украина? Живописной природой, старинными архитектурными памятниками и красивыми девушками. Именно такое впечатление может сложиться у иностранцев после просмотра рекламного ролика Switch on Ukraine («Включи Украину») – визитной карточки страны в преддверии Евро–2012. Однако создается ощущение, что коротенький видеоклип – это едва ли не единственная информация из первых рук, которую иностранные туристы могут получить об Украине.
На интернет-сайте Министерства культуры и туризма размещены лишь украинская и русская версии ролика, английский вариант отсутствует. Нет и информации о том, что именно на Украине в 2012 году будет проходить финальный тур чемпионата Европы по футболу. Впрочем, со времени последнего обновления сайта министерства произошли существенные изменения. Теперь всеми вопросами туризма занимается другая организация - Государственное агентство по туризму и курортам при Министерстве инфраструктуры. Своего сайта у агентства пока нет.
Нет рекламы – нет туристов
Если задать в поисковой системе в интернете «travel to Ukraine» – а любой иностранный турист начинает подготовку к путешествию именно с этого – в первой десятке не окажется ни одной ссылки на сайты украинских официальных организаций. Зато тут же всплывут интернет-адреса частных туристических порталов – преимущественно британских и американских. В то же время по запросу «travel to Poland», «travel to Latvia» или «travel to Germany» сразу же можно получить адреса сайтов государственных учреждений этих стран с полезной для туристов информацией.
На Украине нет привычных для Западной Европы государственных справочных бюро для туристов, сетуют представители немецких туристических агентств. Регине Штайнер (Regine Steiner) возглавляет берлинское турагентство Ventus Reisen, которое вот уже 17 лет предлагает поездки на Украину. «Несмотря на то что сегодня любую информацию можно найти в интернете, люди по-прежнему с удовольствием листают рекламные проспекты с яркими иллюстрациями. Но Украина практически не обеспечивает нас таким материалом, так что приходится печатать самим», – сетует Штайнер.
Согласен с коллегой и Мартин Ланге (Martin Lange), директор берлинского турагентства Dreizackreisen – одного из немногих в Германии туроператоров, занимающихся исключительно организацией туров на Украину. «Мы не первый год предлагаем украинскому Министерству культуры и туризма наладить сотрудничество, просим прислать рекламные проспекты, но все понапрасну, говорит Ланге. – Создается впечатление, что украинские власти не заинтересованы в развитии туризма в стране».
Неизвестная Украина
Украина до сих пор остается для европейцев terra incognita, белым пятном. Агентство Ventus Reisen ежегодно отправляет туда максимум 400 туристов. По словам исполнительного директора Регине Штайнер, для Украины это «хороший результат», однако пока страна не может конкурировать даже с отдельными регионами России. К примеру, на одно лишь озеро Байкал и в Сибирь каждый год Ventus Reisen продает около 800 путевок. Как говорит Регине Штайнер, немцы решают посетить Украину лишь после того, как они побывали «почти везде». Иными словами, это едва ли не последняя страна в Европе, которая их интересует. И ситуация остается неизменной в течение многих лет.
На Украину едут туристы двух типов. Это либо те, кто ищет свои корни, либо те, кто интересуются особенностями украинской культуры, истории или природы. Классических «пляжных» туристов Украина не особенно привлекает, говорит директор турагентства Dreizackreisen Мартин Ланге. Одна из причин – отсутствие инфраструктуры.
Казалось бы, обширное побережье Черного моря вполне позволяет Украине составить конкуренцию Турции или Болгарии. Однако жители Западной Европы не спешат провести отпуск в Одессе, Ялте или на южном берегу Крыма. «В стране почти нет мест, сравнимых по качеству с западными морскими курортами, – говорит Мартин Ланге. – Все, что есть, – это старые санатории с их бетонным шармом, оставшиеся еще с советских времен. А об уровне сервиса и говорить не приходится – он попросту отсутствует».
Работа на перспективу
Глава турбюро Dreizackreisen надеется, что после проведения Евро–2012 поток туристов на Украину увеличится. Правда, реально это только при условии, что в стране появится больше трехзвездочных отелей. «Четырех- и пятизвездочных отелей довольно много. В основном в них останавливаются состоятельные россияне и жители Украины, для которых заплатить 250 евро за ночь – не проблема. А вот доступных по цене отелей практически нет», – говорит Мартин Ланге.
Среди западных туристов бытует мнение, что Украина – это страна с высокими ценами и низким уровнем сервиса, утверждает Ланге. По его словам, если украинцы действительно хотят развивать туристический бизнес, они должны работать на перспективу, отказаться от стремления быстро заработать деньги.
Сам Мартин Ланге охотно проводит отпуск в украинских Карпатах. По его словам, в этих горах еще можно найти нетронутые уголки природы, а жизнь течет там, «как сто лет назад». В Западной Европе этого уже не найти, говорит он.
Роман Гончаренко и Марина Барановская