Руководство российской бюджетной авиакомпании «Авианова» утверждает, что продолжит полеты как минимум до 9 октября 2011 года, сообщает электронная газета Российского союза туриндустрии RATA-news.
3 октября 2011 года письменное уведомление о таком намерении было направлено в Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация». Накануне генеральный директор авиакомпании Владимир Горбунов устно известил авиационные власти России о том, что компания приостанавливает операционную деятельность с 0:00 часов по московскому времени 4 октября.
Двумя днями ранее «Авианова» остановила продажу билетов через интернет. По словам главы «Росавиации», на период с 3 по 29 октября авиакомпания продала 67,8 тысячи билетов на собственные рейсы на сумму около 8 миллионов долларов. Глубина продаж билетов «Авиановы», в том числе в составе турпакетов, в ряде случаев достигает декабря. Однако поскольку сезон отпусков уже завершен, массовых проблем у туристов эта ситуация не вызовет, уверены представители российского турбизнеса.
Все последние дни рейсы, отправляющиеся из аэропорта «Шереметьево», где базируется авиакомпания, выполнялись с задержками. Неопределенная ситуация со статусом перевозчика заставила руководство аэропорта создать специальный штаб для пассажиров «Авиановы». Одновременно Московская межрегиональная транспортная прокуратура начала проверку исполнения авиакомпанией законодательства о защите прав потребителей. В самой авиакомпании уточнили, что пассажиры, желающие сдать билеты, могут оформить возврат денежных средств по упрощенной процедуре. Руководство компании пообещало вернуть деньги клиентам в полном объеме.
В конце августа «Росавиация» уже рассматривала вопрос об отзыве у «Авиановы» сертификата эксплуатанта. В частности, власти запретили авиакомпании выполнять чартерные перевозки по ряду популярных направлений из-за частых задержек рейсов. Однако, встретившись с руководством авиакомпании, чиновники продлили лицензию еще на один год. Управляющий директор «Авианова» Константин Тетерин сообщил газете «КоммерсантЪ», что серьезные финансовые проблемы у компании возникли еще в начале года из-за конфликта акционеров, а в сентябре авиаперевозчик лишился 2/3 авиапарка.
Гарантировать дальнейшее выполнение полетов в рамках расписания руководство авиакомпании не может. В случае если лоукостер откажется выполнять запланированные рейсы, клиентам «Авиановы» предложат лететь рейсами других авиакомпаний: по многим направлениям, куда проданы билеты, летают «дублеры», которые смогут перевезти пассажиров авиакомпании. Между тем билеты на рейсы низкобюджетного перевозчика стоят от 250 до 1 тысячи российских рублей, и компаниям, которые будут заниматься вывозом пассажиров, придется компенсировать деньги из бюджета по рыночным условиям. Тем временем авиационные власти считают, что «Авианова», которая намерена приостановить полеты, должна перевезти своих пассажиров не за средства налогоплательщиков, а за собственные деньги. По данным российских СМИ, на данный момент задолженность «Авиановы» составляет около 1,5 миллиарда российских рублей, куда входят долги за топливо, кейтеринг, аэронавигацию, аэропортовое обслуживание, а также лизинговые платежи за воздушные суда.
Первый полет авиакомпания «Авианова» совершила в августе 2009 года. По итогам 2010 года услугами компании воспользовались 1,33 млн пассажиров. В январе 2011 года компания вошла в десятку крупнейших российских перевозчиков. За период с января по август нынешнего года пассажирами авиакомпании стали 866 тысяч человек. В начале 2011 года маршрутная сеть «Авиановы» насчитывала 20 маршрутов внутри России, а флот состоял из 6 лайнеров Airbus А320. В марте 2011 года «Авианова» намеревалась осуществлять рейсы по маршруту Москва – Минск – Москва, однако эти планы так и остались нереализованными.