https://www.traditionrolex.com/8
До конца нынешнего года должен быть подписан Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах регулирования туристической деятельности», официально закрепляющий статус Реестра субъектов туристической деятельности, который заменит лицензирование. Однако представители белорусского турбизнеса опасаются, что на смену лицензированию придет его «клон» – сертификация, поскольку проект указа предусматривает, что попасть в Реестр смогут только те туроператоры, которые получат сертификат соответствия качества туристических услуг.

До конца нынешнего года должен быть подписан Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах регулирования туристической деятельности», официально закрепляющий статус Реестра субъектов туристической деятельности, который заменит лицензирование. Однако представители белорусского турбизнеса опасаются, что на смену лицензированию придет его «клон» – сертификация, поскольку проект указа предусматривает, что попасть в Реестр смогут только те туроператоры, которые получат сертификат соответствия качества туристических услуг.

– В настоящее время сертификация туристических услуг является добровольной. Эта норма закреплена в Постановлении Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 № 60 (в редакции от 30.03.2010, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2010) «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь». При этом сертифицировать туристические услуги можно в Белорусском государственном институте стандартизации и сертификации и в Национальном агентстве по туризму. После принятия указа добровольный порядок сертификации туристических услуг для туроператоров становится по сути обязательным, поскольку проект указа предусматривает, что для внесения в Реестр сведений о субъекте туристической деятельности (в данном случае речь идет о туроператорах) уполномоченный орган (согласно проекту – Министерство спорта и туризма) запрашивает у соответствующего органа сертификат соответствия качества туристических услуг.

Более того, согласно проекту указа, при отмене лицензирования туристической деятельности вводится более сложная процедура сертификации. Сложность выражается и в большем количестве документов, которые необходимо предоставить, и в большем количестве требований, которые необходимо соблюсти заявителю при сертификации.

В перечень документов, которые устанавливают требования к услугам в сфере туризма, включены шесть ГОСТов и три СТБ. Сама сертификация туристических услуг включает множество этапов – от оценки служебного помещения и материально-технического обеспечения процесса до анализа уровня квалификации персонала и договоров с клиентами и партнерами, от проверки наличия рекламно-информационных материалов до проверки процедуры реагирования туристической фирмы на жалобы клиентов и так далее. Одним словом, процедура получения сертификата по сравнению с процедурой получения лицензии – более сложная и длительная.

Кроме того, стоимость сертификации значительно превышает размер госпошлины, которую необходимо было уплачивать при подаче документов на получение лицензии на право осуществления турагентской и туроператорской деятельности. Получение лицензии обходилось в 8 базовых величин или 280 000 рублей. Стоимость сертификации в Белорусском государственном институте стандартизации и сертификации колеблется в пределах от 1 200 000 до 1 500 000 рублей, в УП «Национальное агентство по туризму» – от 600  000 до 700  000 рублей. Создается впечатление, что обязательную сертификацию вводят лишь для того, чтобы реанимировать таким образом ничего не делающее Национальное агентство по туризму, которое получало деньги не только за сертификацию, но и за сертификационные проверки. Но ведь агентство по туризму должно заниматься развитием туризма, а не проверками и законотворчеством!

Также РСТО выступает против пункта в проекте указа, где содержится информация об обязанности руководителя туристического предприятия повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет. Невыполнение данного требования, согласно проекту указа, может стать основанием для исключения туроператора из Реестра. Во-первых, ранее такой обязанности у директоров турфирм не было. В-вторых, необходимо понимать, что повышение квалификации осуществляется учреждениями образования исключительно на платной основе.

Еще один пункт в проекте указа, который вызывает сомнения, – пункт об исключении фирмы из Реестра в случае, если она осуществляет туристическую деятельность на «основании договора оказания туристических услуг без учета установленной типовой формы, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь». Но ведь существует закон, где указано, что предоставление туристических услуг осуществляется на основании типового договора, и данный пункт превращает Реестр в еще один регулирующий акт, дублирующий положения Закона «О туризме».

РСТО предлагает, чтобы реестр фирм, оказывающих туристические услуги, составлялся по заявительном принципу, и для того чтобы заниматься туризмом, достаточно было бы проинформировать об этом Министерство спорта и туризма. Иначе в туризме снова появится механизм сертификации, который на практике может оказаться значительно жестче механизма лицензирования.

P.S. Подробный сравнительный анализ процедуры получения сертификата соответствия качества туристических услуг и процедуры получения лицензии можно найти в разделе «Документы».

https://www.traditionrolex.com/8