«Кризис все расставит по местам, выживут только большие, известные фирмы, с хорошим опытом работы». Высказывания подобного рода в последнее время мы все чаще слышим от руководителей крупных и средних компаний. Действительно, маленьким агентствам в кризис приходится нелегко: клиентская база не столь обширна, «жировые запасы» еще не накоплены. И в то же время молодежи есть что противопоставить «зубрам» белорусского туризма, считает Екатерина Минчукова, директор турфирмы «Первая туристическая компания», которая открылась в прошлом году.

«Кризис все расставит по местам, выживут только самые крупные фирмы, с большим опытом работы». Высказывания подобного рода из уст руководителей крупных и средних турфирм в последнее время раздаются все чаще. Действительно, маленьким агентствам в кризис приходится нелегко: клиентская база не столь обширна, «жировые запасы» еще не накоплены. И в то же время молодежи есть что противопоставить «зубрам» белорусского туризма, считает Екатерина Минчукова, директор турфирмы «Первая туристическая компания», которая открылась в прошлом году.

«Безусловно, в словах «старожилов» есть  доля правды. И все же думать, что большинство маленьких агентств в скором времени уйдет с рынка, неправильно. В кризис решающим фактором выживания становится человеческий ресурс каждой конкретной фирмы, как говорится, «кадры решают всё». В крупной компании, не первый год существующей на рынке, точно так же, как в маленьком турагентстве, могут работать молодые люди, только закончившие институт. А опытный менеджер, расставшийся с прежним местом работы, как раз и обнаружится в недавно открытой фирме. В результате окажется, что весь опыт, клиентская база, партнерские наработки как раз и есть в агентстве, о котором раньше никто не слышал. «Новички», как правило, не возникают на ровном месте, опытный менеджер, толковые сотрудники, хорошо разбирающиеся в направлениях, там также присутствуют.

При этом маленькое агентство – меньшие затраты. Конечно, на громкое имя турфирмы идет больше потенциальных туристов. Но и маленькие агентства умеют завлечь, ведь они очень бережно выстраивают отношения с каждым клиентом. Мы, например, с самого начала нацелились на туристов, которые активно используют интернет, разрабатывали наш сайт с точки зрения его функциональности. В то же время мне сейчас трудно представить, каково «новичкам» открываться в этом году. Тем более, если первоначальные инвестиции скромны. К примеру, открываясь в прошлом году, мы выбрали для нашей компании солидный офис в центре города, не экономили на мелочах. И это сыграло свою роль.  

Что касается преимуществ перед крупными турфирмами, то маленькие агентства, мне кажется, более гибкие и мобильные. Им проще расставить акценты. Из-за валютного кризиса мало выезжают? Значит, активно работаем над въездным и внутренним туризмом. Конечно, и здесь конкуренция велика, но это хороший способ привлечения валюты в страну, и мы начали работать над развитием этих направлений.

Сейчас раздается много обвинений в сторону маленьких агентств по поводу скидок. Признаюсь честно, в первый месяц своей работы мы делали всем клиентам скидку 5%. Это было вынужденной мерой, так как наши первые клиенты ушли в соседнее агентство, где им предложили те же туры со значительной скидкой. Да, мы хорошо сработали в тот месяц, но, подсчитав прибыль по его итогам, мы с бухгалтером не знали, плакать или смеяться. Скидка в 5% для турфирмы – это практически работа в ноль. С тех пор мы очень осмотрительны в этом плане.

Я уважительно отношусь к своему труду и труду своих сотрудников, и это действительно очень неприятно, когда начинают спрашивать о скидке после того, как ты потратил на клиента 2 часа времени.
С другой стороны, турфирмам нужно входить и в положение туристов, которые в нынешней ситуации считают каждый доллар. Поэтому в этом сезоне мы пришли к другой системе поощрения клиентов, запустив бонусную программу. Участник клуба получает скидку в 3%, которая зачисляется на его карточку. Я считаю, что 3% - это вполне адекватная скидка, которая приятна клиентам, и которая позволяет фирме нормально функционировать.

Кроме того, если у нас бронируются туристы, пришедшие по рекомендации участника клуба, он также получает определенный бонус. Мы ввели эту систему после того, как оказалось, что за прошлый год некоторые клиенты направили к нам больше 10 знакомых. Хотя, пусть и редко, но бывают и такие туристы, которые на предложение участвовать в бонусной программе просто смеются и говорят: «3% – разве это скидка? Зачем это надо? Мы в состоянии сами заплатить за свой отдых!». Так что этот момент тоже весьма щепетилен.

Еще один важный момент в работе небольших агентств – индивидуальный подход к туристам. Конечно, это приоритет для всех турфирм, как для мелких, так и для крупных. В то же время в сезон, когда есть определенный поток, в крупных турфирмах могут создаваться очереди, и далеко не все клиенты хотят или имеют возможность в них сидеть.
Некоторые из них после часового ожидания приходят в любое незнакомое маленькое агентство и получают тот же тур и достойное обслуживание. Все-таки в маленьких агентствах нет потока, нет конвейерной работы, здесь могут себе позволить уделить больше внимания клиентам».