Экскурсовод Яков Юрьевич (имя изменено) – бывший житель Гомеля, а последние лет тридцать – берлинец. Тем более удивило, что он ни словом не обмолвился о своем и нашем земляке, уроженце Гомельского уезда Андрее Громыко – «мистере Нет», 28 лет возглавлявшем советский МИД и сыгравшем важную роль и в появлении Берлинской стены, и – опосредованно – в ее разрушении. В Трептов-парке, стоя перед 30-метровой статуей Воина-освободителя, наша группа услышала, что ее прототипом стал сержант-сибиряк Николай Масалов, и не услышала ничего про сержанта Трифона Лукьяновича из Минска, также спасшего немецкую девочку ценой собственной жизни – ведь прототип у бронзового солдата был не один. На улице Вильгельмштрассе, у домов ГДРовской партноменклатуры, мы узнали, что на этом месте в годы Второй мировой располагалась гитлеровская рейхсканцелярия, полностью уничтоженная сразу же после победы (к слову, части стен здания были использованы при строительстве того самого мемориала в Трептов-парке). И уже по возвращении в Минск я обнаружил, что, оказывается, германская рейхсканцелярия размещалась… в бывшем дворце князя Антония Радзивилла! Того самого, что написал музыку к опере «Фауст» на либретто своего друга Иоганна Гете! Как жаль, что этот занимательный факт так и не узнали мои коллеги по экскурсии...
Другой пример. Наша группа находится в центре Дрездена, и немецкий экскурсовод Дитрих рассказывает о страшных бомбардировках англо-американской авиации в феврале 1945 года, превратившей центр города в руины. «В этом Дрезден очень похож на вашу столицу – Минск, который также на 80 процентов был разрушен во время войны», – говорит Дитрих, и его фраза с благодарностью принимается группой. Дальше – больше. Заведя нас во двор дворца Цвингер, Дитрих напоминает, что построивший эту барочную жемчужину Август Сильный был не только саксонским курфюрстом, но также королем польским и великим князем ВКЛ по совместительству, и визуальное подтверждение тому – корона Речи Посполитой над Королевскими воротами, а под ней большой герб с польскими орлами и нашей «Погоней». Часть группы на этих словах тут же бросается фотографировать этот «кусочек Родины», а я вспоминаю, как водил по Минску туристов из Архангельска и мы пробыли у Красного костела вдвое больше запланированного, поскольку каждый хотел сфотографироваться рядом со скульптурой Архангела Михаила – небесного покровителя и Беларуси, и их родного Архангельска.
Так повелось, что из каждой своей зарубежной поездки я стараюсь привозить фотографии и истории мест, как-то связанных с Беларусью и ее уроженцами. Со временем заметил, что эти иллюстрированные рассказы вызывают, пожалуй, наибольший интерес у моих слушателей: о пражском районе Градчаны, где по легенде заложил королевский сад сам Франциск Скорина, о станции метро «Костюшко» в нью-йоркском Бруклине, о барселонской арене Палау Сан Жорди, где наш Виталий Щербо выиграл шесть золотых олимпийских медалей, о Киевском национальном университете, выпускником которого был Владимир Короткевич, и так далее, и так далее.
Несколько лет назад я задумал написать для «ТиО» материал о белорусской Москве. В итоге фактуры оказалось так много, что получился целый «сериал» из двух газетных разворотов и отдельной полосы, посвященной «белорусскому» Кремлю. Собранного материала хватило бы если не на полноценную экскурсию по Златоглавой, то уж точно на весьма смачный довесок для туристов из Беларуси. Судите сами. В Москве учился, венчался, жил в эвакуации и погиб Янка Купала – большинство связанных с ним зданий сохранилось, а на Кутузовском проспекте даже установлен памятник Песняру. Другой наш классик, Якуб Колас, в 1916 году в звании прапорщика закончил московское Александровское военное училище – теперь это здание Министерства обороны России. На Никольской улице, что проходит между Красной и Лубянской площадями, уцелел комплекс Заиконоспасского монастыря, настоятелем которого был Симеон Полоцкий, белорусский богослов, ставший первым в России профессиональным писателем, придворным астрологом и наставником царских детей. А во дворце генерал-губернатора (ныне московская мэрия на Тверской) некоторое время работал чиновником канцелярии другой наш земляк – Адам Мицкевич. Словом, на какую достопримечательность ни укажи – всюду отыщется белорусско-литвинско-кривицкий след! Царь-пушка была отлита белорусским умельцем Андреем Чоховым; Мавзолей Ленина построила артель Петра Григорьева из деревни Грабовка, что в пригороде Гомеля; в фундамент воссозданного храм Христа Спасителя лег природный камень, добытый в карьерах под Витебском; на Лобном месте московиты жгли книги Франциска Скорины, предпринявшего неудачную попытку организовать в Белокаменной печатное дело; на Поклонной горе стоял военный лагерь великого князя Альгерда, а московские бояре приходили к нему со щедрыми дарами на поклон (отсюда и название)… Интересно, как много из этого узнают от встречающих гидов белорусы, приехавшие на экскурсию в Москву?
Справедливости ради отмечу, что в последнее время лед нашей туристической «несвядомасцi» все же тронулся: на отечественном рынке появились несколько туров «для белорусов о белорусах не в Беларуси» (простите за тавтологию). Так, фонд «Страна замков» приглашает земляков на регулярную однодневную экскурсию «Смоленск: следы белорусской истории». «Долгое время этот город находился в составе нашего средневекового государства – Великого княжества Литовского, – говорится в тизере на сайте компании. – В 1514 году после интенсивной осады царским войскам удалось захватить Смоленск. На сто лет город забывает про Магдебургское право и переходит под тяжелую государеву руку. Правда, после победы Стефана Батория над Иваном Грозным в Ливонской войне правители Московии стали всерьез опасаться реванша Речи Посполитой. В целях обороны московские князья за семь лет возвели гигантское крепостное сооружение: замок из 39 башен, длина стен составила 6,5 километра. Тем не менее это не помешало королю Жигимонту Вазе вернуть город в июне 1611 года. Как случилось, что через 43 года мы окончательно потеряли легендарный город, вы узнаете на нашей экскурсии». Вам интересно узнать? Мне – да.
Еще одно турагентство – «Дельфин Групп» – разрабатывает золотую жилу «Белорусского Санкт-Петербурга» – мегаполиса, в котором в конце ХIХ – начале ХХ века этнических белорусов проживало больше, чем в любом из городов Северо-Западного края. А значит, и «наследили» наши предки тут основательно. При этом, как обещают организаторы, «во время экскурсии не будет обделена вниманием ни одна из достопримечательностей Петербурга, которые посещают «обычные» туристы». С удовольствием проглатываю эту маркетинговую наживку, ведь благодаря своей «необычности» я смогу не просто увидеть Исаакиевский собор, но и узнать имена земляков, строивших и украшавших этот храм вместе с Огюстом Монферраном. У Петропавловской крепости мне расскажут, в каком из корпусов сидели в заточении Тадеуш Костюшко и его секретарь Юлиан Немцевич. В музее «Арсенал» покажут старинные пушки с «Погоней», а в Эрмитаже – вывезенные из Несвижа, Ружан и Деречина музейные ценности. Меня специально подвезут к домам, где Ян Борщевский написал «Шляхтича Завальню», где действовало легендарное сообщество «Загляне сонца i ў наша ваконца», где состоялась самая первая постановка купаловской «Павлинки», etc. И мне все это интересно узнать, потому что я еду в соседнюю страну в том числе за СВОЕЙ историей. И я признателен тем энтузиастам, которые выходят для этого на нераспаханную ниву национально-просветительского туризма.
В последнее время набирают популярность поездки наиболее продвинутых белорусов в Литву небольшими группами со своим экскурсоводом. Тема «беларускай Вiльнi» и так возведена в абсолют, а тут еще благодаря интернету и тематической печатной продукции (родной «Рифтур» на этом поприще тоже отметился) практически любой интересующийся своей историей белорусский турист (не путать с «хомо акрополис»!) приезжает в Вильнюс или Тракай (Вильню и Троки) с уже сформированными ожиданиями, и горе тому экскурсоводу, который их не оправдает. Несколько раз я становился свидетелем жарких споров минских экскурсантов с литовскими гидами по поводу того, чей Мицкевич, Костюшко, Радзивилл или Гедимин. Но еще чаще белорусы не высказывают свое «фи» напрямую, иронизируя на задних сидениях автобусов, мол, ну-ну, ща снова расскажут нам нашу историю, как будто она случилась не с нами, а с соседом. Поймите меня правильно: я не желаю делить исторических и культурных деятелей ВКЛ или Речи Посполитой (да и они сами, уверен, не захотели бы быть «распиленными» между удельными волостями некогда великих держав), я лишь хочу, чтобы туристов из Беларуси – будь то в Вильнюсе, Москве или Киеве – обслуживали экскурсоводы, которые хоть чуть-чуть знакомы с белорусской историей (а такие мне встречались, хоть и не часто), которые не проведут группу мимо объектов, связанных с жизнью представителей НАШЕГО культурно-исторического пантеона. И хочу, чтобы отечественные турфирмы, отправляющие нас на зарубежные экскурсии, находили возможность привлекать к работе именно этих гидов.
Недавно мы с семьей отправились на экскурсию выходного дня в Варшаву. Памятники польской столицы очаровывали, а «блюдо», приготовленное нашим гидом из легенд и реальных историй, было почти совершенно – не хватало в нем лишь национального соуса. Белорусского. Такую же экскурсию можно было бы провести для жителей Алтайского края или Ямало-Ненецкого автономного округа, но не страны, гражданам которой фамилии Огинский или Монюшко тоже кое о чем говорят. Мы не из России и не из СССР, мы из Беларуси – здрасьте! В качестве компенсации для себя и своих близких я набросал этакий короткий путеводитель по «белорусской» Варшаве – в ближайшие дни он появится на сайте TIO.by. А пока – внизу – ссылки на статьи в «Туризме и отдыхе» о «белорусской» Москве и «белорусском» же Киеве (распространение среди экскурсоводов, работающих в этих городах с белорусскими группами, всячески приветствуется автором):
http://www.tio.by/newspaper/1539
http://www.tio.by/newspaper/1609
http://www.tio.by/newspaper/1869
и
http://www.tio.by/newspaper/6458