Промышленный или, как его еще называют, производственный туризм сегодня набирает обороты во всем мире. Путешественники все чаще хотят не только увидеть, скажем, замки Чехии, но и посетить фабрику богемского стекла Ruckl Crystal. Предприятия Европы и Америки давно распахнули свои двери перед посетителями, да и в соседних с нами странах тоже – в России, например, есть даже операторы промышленного туризма.
Выгоды этого вида туризма очевидны: для экскурсантов это возможность удовлетворить любопытство, узнав, как собирают автомобили или делают шоколад, для предприятий – способ улучшить имидж и укрепить репутацию компании. А для стран, не очень богатых интересными объектами, это реальный шанс увеличить собственную туристическую привлекательность.
Научиться ремеслам? Запросто!
Как правило, наибольшей популярностью у туристов пользуются ремесленные производства, и каждая страна охотно демонстрирует процесс создания изделий, ставших ее символами. Например, в туре по Китаю путешественнику непременно предложат посетить шелковую фабрику, а в голландской деревушке Зансе-Сханс создан музей под открытым небом, где есть и мастерская по изготовлению знаменитых деревянных башмаков – кломпов.
Состояние этой ветви промышленного туризма в Беларуси также внушает оптимизм: предприятия, так или иначе связанные с традиционными ремеслами, с некоторых пор начали более активно сотрудничать с туристической отраслью.
Современный и весьма практичный подход продемонстрировала фабрика «Белхудожкерамика» в Радошковичах: год назад она организовала специальный семинар для турфирм и заявила о желании принимать туристов. Кстати, ситуация, когда предприятие приглашает турфирмы к сотрудничеству, сама по себе является приятным исключением. Чаще бывает наоборот – специалисты турбизнеса, рассказывая о попытках организовать экскурсии на производство, сетуют на «несговорчивость» наших фабрик и заводов. Каждые понедельник, вторник, среду и пятницу гости «Белхудожкерамики» могут понаблюдать за работой мастеров, услышать рассказ о гончарном ремесле и увидеть процесс превращения глины в предметы обихода. Экскурсия по предприятию предполагает также посещение фирменного магазина. Стоимость экскурсии – всего три тысячи белорусских рублей, а заплатив еще тысячу можно на время сменить профессию и под руководством мастеров самому создать глиняный шедевр. «Пик популярности таких экскурсий приходится на летние месяцы, – рассказывает заместитель директора по производству и перспективному развитию ОАО «Белхудожкерамика» Светлана Каховская. – Основную часть приезжающих к нам туристов составляют детские группы и отдыхающие из расположенных неподалеку санаториев, хотя нередко приходится принимать и зарубежных студентов, и сборные туристические группы».
Фабрика художественных изделий «Слуцкие пояса» и вовсе являет собой пример редкого по нынешним меркам бескорыстия: экскурсии по предприятию проводятся здесь совершенно бесплатно! Нужно лишь за день до предполагаемого приезда позвонить в приемную и известить о желании понаблюдать за процессом, о котором мы, благодаря классику белорусской литературы, наслышаны еще со школьной скамьи. Экскурсанты смогут познакомиться с производством знаменитых слуцких поясов, а также посетить цех ручного ткачества и понаблюдать за работой на кроснах, узнать, как вышивают на ручных машинах скатерти и блузки или увидеть, как на машине с электронным управлением стегают одеяла с узором. Отправившись в прядильно-крутильный цех, гости смогут проследить процесс превращения волокна в нить, ну а те, кто хочет освоить необычную профессию, под руководством мастериц научатся ткать, прясть, стегать, вышивать. Кроме того, по окончанию экскурсии посетители могут без наценок приобрести продукцию фабрики. Приобщиться к миру ткачества туристы могут во все дни, кроме выходных. «Большинство наших гостей – школьники, нередко приезжают также иностранные делегации, – комментирует ведущий художник РУП «Слуцкие пояса» Антонина Исакова, которая, как правило, и проводит экскурсии. – Период наиболее плотного графика экскурсий приходится на школьные каникулы. А вот туристы в классическом понимании приезжают к нам значительно реже». А жаль, ведь услышать историю уникальных поясов и узнать технологию их производства – это очень интересно.
Есть у белорусских туристов и возможность узнать, как делают валенки. Технологи, а иногда и сам директор Смиловичской валяльно-войлочной фабрики, совершенно бесплатно расскажут гостям предприятия обо всех стадиях процесса обработки шерсти, покажут станки и оборудование и познакомят посетителей с историей «валяльного дела». После экскурсии туристы смогут заглянуть в фирменный магазин и обзавестись валенками на любой вкус – всех расцветок, с вышивками, аппликациями и прочими украшениями. «Хотя фабрика не работает по выходным, организовать экскурсию в субботу или воскресенье не составит труда. – рассказывает ведущий специалист по туризму компании «Л-турс» Наталья Морозова, – Работники предприятия идут навстречу туристам и соглашаются познакомить гостей с производством – отчасти и потому, что эти экскурсии еще не поставлены на поток. Привлекать туристов мешает плачевное состояние архитектурных памятников в Смиловичах: одной фабрики, открывшей двери посетителям, недостаточно, чтобы сделать регион интересным для путешественников».
Хотя производство стекла нельзя назвать таким уж традиционным для Беларуси промыслом, экскурсию на березовский стеклозавод тоже можно считать знакомством с историй, ведь «Неман» – старейшее в нашей стране предприятие этой отрасли.
Посетив завод, гости смогут увидеть процесс выдувания изделий из хрусталя, узнать о развитии стеклоделия в Беларуси, а также посетить фирменный магазин завода и музей с коллекцией лучшей продукции за прошедшие 120 лет. «Березовский стеклозавод – одно из немногих предприятий, охотно принимающих туристов: как правило, договориться о проведении экскурсий на производство довольно сложно, – рассказывает директор турфирмы «Виаполь» Галина Потаева. – Тем не менее, здесь тоже были некоторые сложности. Так, до недавнего времени по субботам и воскресеньям экскурсии не проводились, потом долгое время по выходным не работал фирменный магазин и музей. А ведь посещение стеклозавода «Неман» входит в наш маршрут Лида-Березовка-Новогрудок, и наиболее востребованы такие экскурсии как раз в выходные дни».
Нелегкая промышленность?
Однако современный турист желает ознакомиться не только с традиционными ремеслами – не уступают им в популярности и экскурсии на высокотехнологичные предприятия, например, машиностроительной отрасли. Предложений тут тоже немало: путешествуя по Чехии, можно побывать в цехах автомобильного завода «Шкода», а также заглянуть в его музей и увидеть модели автомобилей, которые выпускались заводом с момента его основания в 1897 году. А на юге Франции, недалеко от Тулузы, компания Airbus приглашает туристов понаблюдать за процессом строительства самолетов или просто полюбоваться новейшими аэробусами.
Белорусы и гости страны, считающие ремесла и легкую промышленность недостаточно масштабными, могут посетить Минский автомобильный завод. Базовая экскурсия по МАЗу предполагает посещение конвейера, а также музея трудовой славы МАЗ, и не будет стоить туристу ни рубля – экскурсии по автомобильному заводу проводятся бесплатно. Правда, приобрести сувенир на память о столь значимом событии гостю едва ли удастся: рекламная продукция, как отмечают сотрудники МАЗа, пока весьма ограничена. Тем не менее, число экскурсантов вполне приличное – за прошлый год МАЗ принял 176 экскурсионных групп. Чаще всего это жители регионов, иностранные студенты и туристы из соседних стран. Кстати, посетителям, не достигшим 18-летнего возраста, вход на производство запрещен – им придется ограничиться прогулкой по музею и просмотром фильма о работе завода. Хотя «официальным» днем экскурсий считается среда, узнать, как делают тягачи, самосвалы и автобусы можно в любой рабочий день, строгих ограничений здесь нет.
«Сладкой жизни» белорусам не видать
Наверное, не многие знают, что собственно история промышленного туризма началась в 1866 году, когда для посетителей были открыты двери завода Jack Daniel’s. С тех пор экскурсии, призванные познакомить гостей с производством алкоголя, не теряют популярности. Не нужно далеко ходить за примерами: в Армении всем желающим предлагается прогуляться по коньячному заводу «Арарат», в Крыму – посетить Институт вина и виноделия «Магарач», на юге России – отправиться на родину советского шампанского, в Абрау-Дюрсо.
Не менее любознательны и поклонники шоколада: фабрику «Кэдберри», к примеру, каждый год посещает около 400 тысяч человек, а в итальянской провинции Тоскана, которую называют «Шоколадной долиной», можно наведаться на фабрику Amedei.
Белорусам, как взрослым так и детям, повезло, увы, значительно меньше. На Минский завод игристых вин посетителей не пускают в связи с его реконструкцией, да и о планах массовых экскурсий для туристов, по признанию руководства завода, говорить пока рано. Туристы также лишены возможности попасть на пивзавод «Оливария» – немногочисленных гостей на производство приглашают только в связи с торжественными для завода датами. А жаль, ведь минчанам и приезжим было бы интересно понаблюдать за процессом пивоварения и продегустировать результат, да и история предприятия достойна внимания. Сам завод, кстати, является памятником промышленной архитектуры XIX века.
На пивзавод «Криница» пускают тоже далеко не каждого: экскурсии проводятся здесь в основном для студентов, будущая профессия которых связана с пищевой промышленностью. Пока, несмотря на запросы турфирм, руководство компании приняло решение отказать в проведении экскурсий для туристических групп.
Похоже, что узнать, из чего сделаны белорусские конфеты, пирожные и всевозможные сласти, детишкам не удастся еще долго: предприятия, выпускающие разного рода лакомства, в один голос отказываются принимать экскурсантов, ссылаясь на суровость санитарных норм. Однако по словам сотрудников Республиканского центра гигиены и эпидемиологии, санитарные нормы не запрещают проводить экскурсии по предприятиям пищевой промышленности. И действительно, в Санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах «Гигиенические требования к предприятиям пищевой промышленности», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения 17.07. 2009 № 83, сложно найти пункт, предписывающий воздержаться от организации экскурсий по производству. И как показывает опыт соседних стран, посещение предприятий к катастрофичным последствиям не приводит. Одна из российских турфирм, например, предлагает экскурсии на кондитерский концерн «Бабаевский». Посетителям знаменитой фабрики предлагается прогуляться по цехам и павильонам предприятия, увидеть процесс изготовления и упаковки кондитерских изделий, а также в неограниченном количестве дегустировать продукцию и стать обладателями сладких подарков. «Бабаевский» – далеко не единственное в России предприятие пищевой промышленности, принимающее туристов. Можно посмотреть на производство мороженого, посетив Ногинский хладокомбинат, или, скажем, отправиться на булочно-кондитерский комбинат «Коломенское».
Очевидно, что пока за рубежом промышленный туризм развивается полным ходом, белорусские предприятия только начинают присматриваться к этому варианту. Можно только пожалеть, что наша страна не использует часть своего туристического потенциала, а многие ее предприятия отказываются от возможности прорекламировать свою продукцию таким нестандартным образом.