Assessment Day: как устроиться стюардессой в Emirates?

«Взяли среднячков и тихонь»: как я пыталась стать стюардессой Emirates

Assessment Day: как устроиться стюардессой в Emirates?

Шальная идея — попробовать попасть на работу стюардессой в Emirates — у меня появилась сразу же, когда по белорусским СМИ пролетела новость: авиакомпания будет набирать бортпроводников в Минске. Мой Upper-Intermediate сносен, рост и нужный возраст есть — а ещё есть интерес: легко ли пройти собеседование в Emirates и попасть в одну из лучших авиакомпаний мира?

Даже прийти на сам «кастинг» — не то что стать бортпроводником — может не каждый. Кандидат должен быть старше 21 года и с как минимум средним образованием, бегло говорить и писать по-английски и не иметь следов бурного прошлого — татуировок и шрамов на видимых частях тела. Среди критериев также приятная внешность, но тут, как говорится, на вкус и цвет. А ещё важен важен рост — ну, или длина рук: необходимо дотягиваться до отметки 212 см.

Но и это ещё не всё. Перед Assessment Day — собственно, собеседованием в Emirates, — нужно прийти в агентство-посредник, предварительно заполнив анкету, указав данные об образовании, опыте работы, владении языками. Фото для анкеты — отдельная тема. Требований к каждой из 4 фотографий предостаточно: аккуратная причёска; туфли — обязательно с закрытым носом; для официального фото — хорошо сидящий пиджак и обтягивающая юбка до колен. Лайфхак: сделать пиджак и юбку облегающими можно с помощью прищепок или заколок для волос.

Emirates требования к фото

Вроде бы просто, но на фотографиях всё оказывается не так, как на картинке в голове: это как сделать хорошее фото на паспорт, только на порядок сложнее. А самое ужасное — улыбка. На всех фотографиях — и формальных, и «кэжуал» — вы должны улыбаться, как говорится в памятке, во все 32 зуба (губы желательно накрасить ярко-красной помадой — разумеется, только девушкам). Поверьте, ничто так не бьёт по самооценке, как изучение десятков своих однотипных снимков а-ля утёнок Кряк.

Бортпроводников Emirates ищет довольно часто — в Минске, Киеве, Москве — но попробовать стать стюардессой или стюардом в следующий раз можно только спустя полгода (этот период несостоявшиеся бортпроводники называют «карантином»). Да и просто взять да прийти на Assessment Day нельзя: сначала нужно пообщаться с агентом-посредником. И, как оказалось, на этом этапе уже отсеивают. Причём «бракуют» не обязательно тех, у кого плохой английский или татуировка на всю руку. Уже после предварительного собеседования одна из агентов рассказала, что не пропустила мальчика с шикарным английским: ей показалось, будто она разговаривает с «Википедией». Вердикт: «Вы не подходите для такого типа работы».

Как я и сама убедилась, шикарный английский не понадобится — подойдёт «крепкий среднячок». Лично я решила, что мой уровень (Upper-Intermediate) по общей шкале можно оценить как 4 из 5: я же не носитель языка! Но агент уверенно заявила, что я занизила свой уровень, мы отлично друг друга понимаем в процессе разговора, и в анкете можно ставить 5 из 5 — такую же оценку, к слову, я поставила своему владению русским.

На предварительном собеседовании вас ждут вопросы из разряда «Почему вы считаете, что вам подходит эта работа» и «Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать бортпроводник?», а также ролевое задание. Агент предлагает вам ситуацию: есть несколько клиентов и ограниченное количество продукта — бортового питания, отельных номеров. Нужно решить, кому отказать. В моей задаче было три блюда с вегетарианским питанием и шесть человек, которые хотели его заполучить: известный футболист, вип-клиент, беременная женщина, пожилой мужчина, а также девушка-вегетарианка, несколько лет прожившая в Индии, и ребёнок, который просто хочет попробовать новую еду. За три минуты нужно решить, кого оставить без обеда, желательно аргументировав своё решение.

Дело в том, что правильного ответа здесь нет. Вы можете отказать кому угодно. Важно то, как вы будете вести себя, когда агент (либо рекрутёр) «превратится» в одного из тех людей, кому вы отказали. И вот вам уже приходится максимально вежливо успокаивать убеждённую йогершу, — «конечно, я уважаю вашу философию, извините за неудобство, я всё понимаю, простите, но вегетарианского питания нет». Всё это на английском, разумеется.

И здесь начинаются тонкости, которые сможет прояснить, наверное, только сам рекрутёр, и то не факт. Одна из девушек, прошедших отбор, писала, что рекрутёры ценят щедрость: она «сняла квартиру» светской львице, которой по заданию не хватило номера в отеле — и прошла отбор. Другие говорят, что персонал не имеет права распоряжаться финансами компании и это, наоборот, может погубить всё дело. А возможно, рекрутёры вообще на это не смотрят, а оценивают лишь вашу способность улыбаться 24/7.

После получасовой беседы мне сказали, что взять с собой на само собеседование в Emirates (паспорт, диплом, фото — вся эта информация дублируется в письме, которое придёт на электронную почту). В моём случае понадобился также белорусский вид на жительство, поскольку я являюсь гражданской России. Агент объяснила, как всё будет происходить, и подсказала, над какими вопросами мне стоит подумать на случай, если я дойду до Final Interview. Подобные вопросы легко гуглятся по запросу «Job interwview questions» и представляют собой различные вариации «расскажите о своих сильных/слабых сторонах/хобби», «что вам (не) нравилось на предыдущей работе», «приведите пример, как вы решаете конфликтные ситуации». К слову, среди будущих стюардесс нет места конкуренции: могут взять вообще всех, а могут не взять никого — плана по набору нет. По крайней мере, так принято считать — но, в любом случае, рекрутёры ценят доброжелательность и умение работать в команде, поэтому дискредитировать возможных будущих коллег не стоит.

Итак, Assessment Day. Воскресенье, 8 утра, более полусотни нарядных красногубых девочек в холле отеля «Ренессанс», несколько парней. А ещё чемоданы: кое-кто из участниц приехал издалека и, возможно, даже снимал жильё, чтобы при полном параде успеть к началу регистрации. По опыту могу сказать, что даже проживая в паре остановок от «места встречи», приходится встать в полседьмого — и это с учётом самого простого макияжа. Но даже в этом случае осуждающие взгляды пассажиров автобуса, видящих тебя в морозное утро на каблуках и с красной помадой, гарантированы.

собеседование в Эмирейтс

Нас попросили ничего и никого не фотографировать, аргументировав это тем, что не все из участников собеседования хотели бы, чтоб их работодатели знали об их присутствии здесь. Основной контингент — девушки 22-30 лет (причём тех, кто ближе к 30, как мне показалось, больше). В основном это выпускницы лингвистического и филфака, администраторы кафе и ресторанов, девушки с рецепшн и официантки, а также бывшие и настоящие сотрудники «Белавиа», ищущие новых впечатлений и заработка.

Кстати, о заработке. Информация находится в открытом доступе, легко гуглится по запросу Emirates Cabin Crew, и это один из первых пунктов, о которых рассказала рекрутёр. После того как мы отметились в списках, получили свои номера на бумаге-самоклейке и нацепили их на пиджаки, нас усадили смотреть презентацию о сладкой жизни стюардесс в Эмиратах, и мы узнали, что они получают примерно 2600 долларов в месяц. При полном обеспечении: жильё, питание, медстраховка, трансфер до аэропорта.

зарплата стюардесс Эмирейтс

Задумались о смене рода деятельности? Не спешите: придётся добавить ложку дёгтя в медовую сказку об Эмиратах. Среди участниц кастинга была девушка, которая уже прошла в Qatar Airlines — и вернулась домой на этапе обучения, так и не став стюардессой. Жёсткий контроль, карьерное продвижение за счёт «стукачества» на коллег — всё это, по словам несостоявшейся стюардессы, не чуждо именитой авиакомпании. Не последнюю роль сыграли конфликты с соседками-иностранками и преподавателями, а также сложная учёба: «сегодня изучаешь устройство самолёта, а завтра принимаешь роды» — об этом редко задумываются девушки, жаждущие путешествий, высокой зарплаты и красивой жизни в ОАЭ. На вопрос, почему тогда она снова пробует стать стюардессой, девушка ответила, что в Emirates, по слухам, более лояльные условия работы — а к некоторым сложностям она уже готова.

Впрочем, о сложностях говорила и сама рекрутёр, правда, о рабочих — ненормированном графике, требовательных (читай - капризных) пассажирах, опрятном виде на работе и о том, что первое время придётся тратить время исключительно на учёбу. В принципе, когда сталкиваешься с требованиями компании, понимаешь, что сервис — это тысяча мелочей и сложных ситуаций, каждой из которых нужно уделить внимание и при этом быть убедительно доброжелательным и вежливым вне зависимости от настроения и самочувствия: в общем, работа далеко не для всех.

Даже на этапе отбора, как рассказала агент, у рекрутёра возникли вопросы: «Ребята хорошие, только почему никто не улыбается?».

После презентации об Эмиратах и стюардессах всех разделили на две равные группы, одна из которых пошла «погулять», а вторая — «в бой». Девушек (в моей группе оказались только они) посадили в круг и рассчитали на раз-два-три, объединив в группы по трое. Каждой группе раздали по карточке с изображением какого-либо предмета — цветы, ведро, подушка, часы. «Команда» должна придумать три необычных применения предмету: затем каждый из «троицы» презентует по одной из идей. Потом задача усложняется: каждой группе выдаётся по карточке с названием профессии, и нужно придумать одну идею, как человек этой профессии может использовать данный ранее предмет. Например, как флорист может использовать подушку: достать из неё вату, намочить и воткнуть в неё цветы; украсить подушку цветами, сделав подставку для колец на свадебной церемонии. В общем, идеи самые безумные, но это неважно. Важно то, как вы презентуете свою идею, куда смотрите, как улыбаетесь, как ведёте себя во время обсуждения: давите авторитетом или сидите серой мышью — говорят, в обе крайности лучше не впадать. И хороший английский — не панацея: обладателей шикарнейшего лексического запаса «разворачивали», говоривших даже с явными ошибками оставляли.

Перед собеседованием я прочитала с десяток рассказов тех, кто прошёл и не прошёл отбор. Что будет, знала досконально. Факт: это не помогает. Задания про вёдра, цветы и подушки не меняются годами, и рекрутёры, разумеется, это прекрасно знают. Но дело не в том, к какому ответу вы придёте: важно, как вы это сделаете и как презентуете идею.

В общем, арабской дольче виты у меня не получилось. «Работы над ошибками» тоже: почему кто-то прошёл или не прошёл отбор, не объясняют — об этом рекрутёр предупреждает сразу. После первого тура — с подушками и флористами — рекрутёр вывесила номера тех, кто остаётся. Моего номера не было — в следующий тур прошла примерно половина из претендентов.

Emirates Assessment Day

Сюрприз в том, что меня это не расстроило: хоть изначально это был просто эксперимент, постепенно я втянулась во всю эту «эмиратскую тему», возник азарт, интерес, и на собеседование я шла с неподдельным волнением. Но «поражение» приняла очень спокойно. Возможно, дело в дружеской атмосфере: все друг друга поддерживают, делятся «секретами» из интернета и историями о том, как не прошли в прошлый раз, а вот кто-то из их знакомых улетел в Эмираты.

Рекрутёр перед тем как вывесить номера, объяснила: если вы не прошли, это не значит, что вы плохие или недостойные. Это всего лишь значит, что вам сегодня просто не повезло. «Когда окажетесь в команде Emirates, спросите у стюардесс, с какого раза они прошли: очень многие ответят, что со второго или третьего».

Что было дальше, я узнала со слов знакомой, которая прошла во второй «тур» — а затем и на финальное интервью. Следующий этап оказался расширенной версией ролевой игры на предварительном собеседовании: ребят разделили на группы по 6 человек, по заданию у них было 2 свободных номера в отеле и 8 гостей, желающих заселиться. Всем вместе нужно было решить, кому отказать — всего получалось 6 «отказников» — и каждому из будущих бортпроводников предстояло разговаривать с кем-то из них (актёрскому мастерству рекрутёра можно позавидовать). «Взяли в итоге среднячков и тихонь — тех, кто не «выпендривался», не обещал «постояльцам» золотых гор», — поделилась потом знакомая.

На финальном интервью моей подруге понравилось: «девушка-рекрутёр оказалась очень милая, спрашивала стандартные вопросы о том, какими способами я справляюсь с проблемами». Интервью длилось чуть больше получаса, но результат пока неизвестен: девушки, прошедшие итоговое собеседование, должны дождаться так называемого golden call — звонка прямо из Эмиратов, где принимается итоговое решение. И тогда уже можно паковать чемоданы!

Подписывайтесь на TIO.BY в Telegram иЯндекс.Дзен

Подписывайтесь на TIO.BY в Telegram и Yandex Zen

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ