Инструкция для Беларуси: как вернуть деньги при аннуляции тура?
Энциклопедия туриста

Ваш тур аннулирован: как вернуть деньги за путевку?

Инструкция для Беларуси: как вернуть деньги при аннуляции тура?

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Туристический рынок Беларуси немного лихорадит: сразу несколько крупных игроков рынка объявили об аннуляции туров. Как вернуть деньги за путевку, если ваш тур оказался аннулирован? TIO.BY обратился за консультацией к адвокату Минской городской коллегии адвокатов Юлии Куцер и составил памятку белорусским туристам, чьи туры оказались отменены.

К кому обращаться за возвратом денег — к туроператору или турагентству?

Для начала определимся с понятиями туроператор и турагентство.

Туроператор - это фирма, которая формирует туристический продукт (бронирует авиабилеты и отель, организует трансферы, предоставляет гидов), а затем его продает.

Турагентство - это посредник, которому туроператор предоставляет свои туры для увеличения своих продаж и с которого берет определенную комиссию. Чаще всего договора на оказание туруслуг заключаются с посредниками-турагентствами.

Турагентство несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора оказания туруслуг независимо от того, кто формировал тур. При этом оно несет ответственность только за те услуги, которые указаны в договоре. Например, если в договоре не указаны услуги по перевозке, то за перевозку турфирма отвечать не будет.

При аннуляции тура турфирма обязана вернуть туристу деньги в полном объеме, либо - по согласованию с туристом - предоставить аналогичный тур.

В случае аннулирования тура туристической компании необходимо составить дополнительное соглашение к договору с указанием:

  • причин составления данного дополнительного соглашения;

  • по чьему решению вносятся изменения в договор (или расторгается договор);

  • суммы возврата стоимости туристического путешествия;

  • иной необходимой информации.

Итак, у Вас есть договор оказания туристических услуг, документ, подтверждающий внесение оплаты и доказательства аннулирования тура. Что делать дальше?

Шаг 1. Досудебный порядок разрешения спора: направление претензии в адрес турагента и/или третьего лица (туропреатора)

Претензия - составленное в письменном виде требование заинтересованного лица (в нашем случае туриста либо его представителя) о возмещении вреда (ущерба), возникшего в результате аннулирования тура. Как минимум речь идет о возврате потраченных денег.

В претензии указываются:

  • фамилия, собственное имя, отчество либо наименование или фирменное наименование сторон договора оказания туристических услуг;
  • место жительства (нахождения) сторон договора оказания туристических услуг;
  • дата предъявления претензии;
  • обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия, и документы, подтверждающие данные обстоятельства (то есть документы, которые вы оформляли ранее: договор оказания туристических услуг, документ, подтверждающий внесение оплаты и доказательства аннулирования тура). Эти документы прилагаются к претензии.

Претензия подается на имя руководителя туристической компании и должна быть рассмотрена турфирмой в семидневный срок со дня ее предъявления.

Если в указанный срок ответ на претензию не получен, либо если турист не согласен с ответом, он имеет право обратиться в суд за защитой нарушенных прав в течение общего срока исковой давности, который составляет 3 года.

Шаг 2. Судебный порядок разрешения спора: подача искового заявления.

Исковое заявление может быть подано в по месту жительства или нахождения истца, по месту нахождения ответчика, по месту исполнения договора, по месту причинения вреда.

Исковое может подаваться как самим заинтересованным лицом (лицами), так и общественными объединениями по защите прав потребителей либо уполномоченными на то должностными лицами государственных органов, местных исполнительных органов. Также турист может обратиться за помощью к адвокату (если судебный процесс будет выигран, все расходы на юридическую помощь возместит проигравшая сторона).

По данной категории дел от уплаты государственной пошлины освобождаются как потребители - по всем искам, связанным с нарушением их прав, так и уполномоченные государственные органы по защите прав потребителей; местные исполнительные и распорядительные органы, общественные объединения потребителей.

Редакция благодарит Куцер Ю. И. за консультацию.