<p>Я горнолыжник, можно сказать, со стажем. Люблю лыжи и горы, в этом году  со старшей дочкой уже ездил в Австрию... С возрастом начинаю чувствовать  настоящую отцовскую гордость от того, что моя 15-летняя дочь разделяет  со мной это увлечение... Надеюсь, через годик-другой и младшая пойдет по  моей, так сказать, лыжне.</p>

Григорий ВАСИЛЕВИЧ, фото Сергея Плыткевича

Пролог

Я горнолыжник, можно сказать, со стажем. Люблю лыжи и горы, в этом году со старшей дочкой уже ездил в Австрию... С возрастом начинаю чувствовать настоящую отцовскую гордость от того, что моя 15-летняя дочь разделяет со мной это увлечение... Надеюсь, через годик-другой и младшая пойдет по моей, так сказать, лыжне.

А вот день рождения с каждым годом доставляет все больше хлопот: надо кого-то принимать, встречать, улыбаться, не щадить свою печень. Все меньше хочется в этот день слышать стандартные или пусть даже оригинальные поздравления… Когда был студентом и ходил в походы, то всегда выпадало, что день рождения встречал или в поездах Питер–Мурманск, Москва–Воркута, или во время первого дня лыжного маршрута, где-нибудь в  Заполярье. Вот это были днюхи!

Вот и нынче решил устроить нечто похожее. Может, в сорок и соберусь подальше на Север, а за год до этого – поеду на лыжи  не в сытые Альпы, а в родные каждому советскому туристу Карпаты. В компанию пригласил жену, да только не учел, что подруга дней моих – еще тех, спортивно-туристских – все-таки хотела бы комфорта. Эх, девчонки… Короче, после бурных обсуждений родился план: едем только вдвоем, как я и хотел, но первые два дня катаемся и живем по европейским стандартам в Буковеле, а потом:  «была – не была, – сказала жена, – поеду с тобой, куда захочешь». И решил я, что махнем из Буковеля в Драгобрад.

Из студенческих походов – и зимних, и летних – Драгобрад помнился мне какой-то ужасной добираловкой, зимой неимоверным количеством снега и крайне неудобными подъемниками-швабрами, а также первыми спусками на лыжах, когда просто утопаешь в снегу. Подумал: посмотрю на все, и даже если все так и осталось, то хотя бы увижу тот незабываемый снег. Короче, поехали.

Жалко, что зимой поезд из Минска не ходит до Ивано-Франковска, а только до Львова, это значительно услож­няет проезд до желаемых мест. Во Львове к тому же крайне неудобен факт раннего прибытия и долгого ожидания поезда на Рахов. А времени жалко, вот и пришлось звонить старым друзьям – спасателям из Закарпатья. Хорошо все-таки иметь друзей, настоящих, которые ради тебя готовы при­мчаться за 240 км! И вот мы с Наташкой уже едем в стареньком  «пассате», играет какая-то околофольклорная музыка, говорим с другом, настоящим гуцулом Мыхайлом о студенчестве, о семьях, о детях, вспоминаем старые хохмы, а я прихлебываю закарпатский коньяк из фляжки. Красота!

Отдельно хочется сказать о дороге! По-моему, «нэзалэжный» казацкий дух психологии украинцев довел это святое понятие до «незалежности» всех от всего, в том числе и ремонтных служб от состояния дорог. Во Львове впечатлило не только дорожное покрытие, но и совершенно непостижимые разъезды, развороты и указатели – «москаль» тут точно заблудится, а к нему выйдут из-за угла и скажут так ласково: «Вылазь, вжэ прыихав!»

А мы на старом «пассатике», но с шипованной резиной, вырвались из лабиринтов Львова, проехали гололеды Ивано-Франковска, и вот они – горы, мои красавицы, показались!

Будь здоров, Мыхайло, слава Богу, что я не за рулем. Добрый день, Карпаты! А вот уже и огромные рекламные надписи на въезде в Буковель! Достаем рюкзаки и лыжи – идем в гостиницу «Гражда».

Буковель

…Погода – класс! Прошли метров 20 уже пешеходной улицы (в прошлом году по ней еще ездили машины), резкий поворот под горку, вон она – усадьба-музей «Гражда», почти пришли, как слышу сзади – шлёп! Блин! Ну что за ерунда, жена упала на ледяном подъеме в самом начале, да я и сам чуть не грохнулся под двумя парами лыж и рюкзаком. Оглядев 15 метров подъема к воротам «Гражды», решил, что последую примеру впереди идущего, вернее, почти ползущего туриста. Тот совершал восхождение по покрытой льдом и мерзлым снегом обочине, цепляясь за деревянный заборчик. То же сделали и мы, добрались и в недоумении переглянулись – почему бы дорожку не почистить? Это минус, однозначно постановили мы!

Гостиница «Гражда» и мои мысли перед началом катания – очень интересный отель, особенно для нас с женой, мы любим оригинальный стиль, связанный с фольком и историей. Немного кичевато, но тут есть на что посмотреть и во дворике, и в отеле, и в номерах: старые пограничные столбики между Польшей и Чехословакией, какие-то сани, косы, гармошки, оригинальная отделка старым кирпичом и камнем, идиллические рисунки казаков, гуцулов, пышногрудых украинок на стенах и гуцульская музыка.

Взяли ключи и вошли в хороший чистенький номер, санузел жене понравился, но вздохнули спокойно, лишь когда  проверили наличие воды в бачке, работу кранов в душе и умывальнике. Немного позже, правда, выявилась не очень хорошая звукоизоляция. Но иногда это забавно или «аудиоэротично».

Иду платить. Интересно, что в этой стране на рецепции отеля не интересуются ни твоим паспортом, ни твоей личностью, главное – деньги. Возможно, просто потому, что на меня уже была бронь... Пришлось  доставать по 750 гривен за ночь за номер. Я догадывался, но все равно, ни при дамах будь сказано, жалко! Грешным делом подумал на фирму, где бронировал проживание, что в отношении меня работает какая-то транснациональная схема, но забегу вперед – мы походили, посмотрели по соседним гостиницам и,  крути – ни крути, все как сговорились: от 40 до 50 долларов на брата за койко-место, и баста!  Да и мест, несмотря на цену, практически нигде нет на выходные!  Блин, умеют же эти «незалежные» хозяева так сговориться. Если б еще научились так же дружно дорожки чистить, тогда б не было к  ним претензий у меня и синяка на попе у жены.

Для себя же отметил порядочность белоруской турфирмы: как сказали, так и было, и не пожалел, что заплатил за бронь – мог бы убиться в поисках проживания, если б дикарем на авось поехал.  Ну да ладно, деньги заработаем, иду в номер, одеваемся в лыжные шмотки, достаю ботинки – а, елки-моталки! – оказывается, перепутали ботинки жены и старшей дочки, у жены размер меньше. Не хотел, но пришлось познакомиться с местным прокатом. Извините, но в «Гражде» прокат не очень – все старье, перекупленное где-то на Западе. Но что делать, меряем какие-то ботинки на 4 клипсы, хорошо, что Наташа не сильная катальщица, я б, конечно, фыркал, а она нет. По прокату и сушильной комнате я сделал одно наблюдение: тут-то как раз и требуют паспорт в залог за экипировку, закрывают его с еще кучей паспортов «у шуфлядочку» на хиленький ключик.

Что же касается сушки ботинок – у парня есть несколько сушилок, похожих на старые кипятильники, – он ими и сушит обувь. Но – только прокатную, так что свое ботинки лучше забирать в номер и сушить по-советски – на батарее, я на утро второго дня «попался» – обул сырые... Преодолевая все эти относительные преграды, мы вышли с лыжами к подъемнику, до которого всего лишь каких-то метров 100… Но нас опять ждал спуск длиной в 15 метров, а мы уже в ботинках… Ну что вам сказать, хозяева отелей Буковеля? Ничего цензурного не нахожу...

Мы под подъемником, покупаем ски-пассы и наконец-то в 11.00 начинаем кататься! Погода супер! А вот склоны в конце января-2012 очень жесткие. Только лыжи у меня подготовлены еще с Австрии!