Надежда СУСЛОВА
Один из трех блоков программы конференции «Агроэкотуризм – состояние и перспективы развития» назывался «Международный опыт развития сельского туризма». Для того чтобы оценить нынешнее состояние белорусского агротуризма и поделиться своим опытом, были приглашены эксперты из Израиля, Германии, Польши, Украины и Литвы.
Сельский туризм: кооперация и сетевое взаимодействие
В своем выступлении глава Израильского Центра по туризму, паломничеству и рекреационным исследований Департамента исследований географии и окружающей среды университета Хайфы, профессор Йоель Мансфельд, который посетил Беларусь во второй раз, рассказал об инновационном подходе к системе управления туристскими сельскими территориями на базе сетевого взаимодействия. Он сообщил, в частности, что сельский туризм начал развиваться в Израиле в начале 80-х годов, когда услуги по приему туристов оказывали всего 15 кибуцев. Сегодня любителям отдыха в деревне предоставляется более 10 000 мест для размещения. Рядом с ними сосредоточено более 3000 объектов инфраструктуры. Средняя стоимость полупансиона – 120 долларов. Заполняемость составляет 37%, а оборот достигает 125 млн долларов в год. По мнению израильского эксперта, успех этого направления в его стране зависит прежде всего от кооперирования участников рынка и их сотрудничества. В качестве подтверждения господин Мансфельд привел такую цифру: только 40% средств туристы расходуют на размещение, остальное – на развлечения и дополнительные услуги. Впервые принцип объединения в сеть был апробирован в северном регионе Израиля – Галилее, который первым в стране начал развивать агротуризм. Там были созданы малые и средние туристические фирмы в виде небольших гостиниц, работающих по системе «ночлег и завтрак», объектов для приключенческого туризма и пр. За 10 лет территория превратилась в специализированный туристический регион с ежегодно растущим числом малых предприятий. Вместе с тем, эти семейные предприятия столкнулись с большим количеством преград. Главная ошибка заключалась в том, что усилия каждого туристического объекта были направлены на собственное усовершенствование, а не на развитие инфраструктуры региона. И тогда все, кто занимался сельским туризмом в этом регионе пришли к выводу, что действовать нужно только сообща и создали туристическую сеть Галилеи. Профессор Мансфельд рассказал о положительных и отрицательных сторонах этого корпоративного сообщества, подчеркнув, что в нынешних условиях только объединение, способствующее продвижению услуг сельского туризма на рынок, полноценному маркетингу и рекламе, централизованному бронированию может поспособствовать более интенсивному развитию этого туристического направления, причем, как в Израиле, так и в Беларуси. Эксперт посоветовал в процессе развития агротуризма в Беларуси не пренебрегать идеологией, в том числе и социалистической, назвав ее «частью историко-культурного наследия, а значит, предметом и объектом туризма», поэтому сохранить колхозы и показывать их туристам. На вопрос, какое впечатление у него осталось после посещения белорусских усадеб, профессор, слегка помявшись, ответил, что он испытал смешанные чувства: «Это, с одной стороны, огромный потенциал и сильный дух хозяев усадеб, которые уверены, что они добьются успеха. С другой – довольно значительные недостатки в соблюдении стандартов качества обслуживания».
Устоит ли сельский туризм?
Своими мыслями по поводу устойчивого развития сельского туризма поделился доктор наук, декан факультета отдела исследований туризма и гостеприимства колледжа Киннерет Хези Израэли. Он отметил, что сельский туризм невозможно искусственно «насадить» сверху. Иначе «это может привести к необратимому ущербу для социальной и экологической среды». Результатом подобного давления станет «скудный туристический продукт, который не способен поддержать свое существование». Поэтому следует учитывать множество факторов, в том числе человеческий и природный. На первое место выступает комплексный подход, укрепление взаимосвязей с различными субъектами (магазинами, фермерами, туристическими фирмами и пр.). На начальной стадии очень важен анализ всех характеристик региона, его природного, культурно-познавательного, исторического потенциала, а также оценка туристических перспектив.
Огромное значение, по мнению эксперта, приобретают местные туристические ассоциации и бизнес-инкубаторы. Ассоциации преследуют три основных цели: повышение количества гостей, увеличение разнообразия турпродукта и повышение финансового дохода. В Беларуси субъекты агротуризма пока еще достаточно разобщены и находятся на начальной стадии кооперирования.
Мечты о белорусском агротуризме 2015
Председатель Европейского центра экоагротуризма Матиас Беренс в начале своего выступления посетовал, что иностранным туристам по-прежнему не так просто попасть в Беларусь, чтобы оценить прелести отдыха в деревне или «зеленые» маршруты, и привел свежий пример:«Когда я прилетел в аэропорт, то обнаружил, что обменники закрыты, а банкоматов нет, поэтому деньги поменять не смог. Расписание автобусов почему-то оказалось только на русском языке. Ни один таксист ни по-английски, ни по-немецки не понимал. Хорошо, что я прилетаю в Беларусь не в первый раз, поэтому нашел выход из положения…» Эксперт поделился своими мечтами и видением перспектив развития сельского туризма в Беларуси с точки зрения немецкого туриста. Он начал с гипотетического принятия в 2012 году белорусским МИДом решения об упрощении выдачи виз. Затем эксперт предположил, что во время чемпионата мира по хоккею 2014 года правительство отменит визовый режим, и туристы хлынут в Беларусь, размещаясь не только в отелях, но и в агроусадьбах. Сельский туризм будет переживать свой расцвет. Аплодисментами встретили участники конференции заявление Матиаса о том, что свой отпуск в 2015 году он планирует провести вместе с семьей на агроусадьбе в Россонском районе: «Визы упразднены, и можно просто приехать в Беларусь и познакомиться со страной и людьми»… «А с 2016 года, – размечтался эксперт, – граждане Беларуси тоже смогут въезжать в Евросоюз без визы»…
Украинские «цветочки» и литовский Фестиваль дров
О том, как внедряется система качества в сфере сельского туризма на Украине, сообщила представитель украинской Ассоциации агротуризма Анастасия Зинченко. Сегодня у наших соседей зарегистрировано около 1000 усадеб. Для того чтобы добиться определенных стандартов обслуживания, внедрена программа «Украинская гостеприимная усадьба». Всего разработано четыре категории, которые обозначаются цветочками. Главная задача – добиться соответствия цены и качества. Коллега с Украины предостерегла от чрезмерного увлечения количеством созданных агороусадеб: зачастую это не приносит прибыли хозяевам и вызывает разочарование в агротуризме. Среди первоочередных задач, стоящих перед сельским туризмом Украины, Анастасия Зинченко назвала подготовку к чемпионату мира по футболу в 2012 году.
О достижениях и проблемах сельского туризма Польши рассказал заместитель председателя Европейского центра по агроэкотуризму Себастьян Вечорек.
С большим интересом участники конференции познакомились с личным опытом хозяина усадьбы «Берташюну Виенкиемис» Гинтаутаса Дабашинскаса из Литвы. Особый ажиотаж в зале вызвал рассказ об особенностях организации и проведения оригинальных фестивалей, к примеру, Фестиваля дров, после которого усадьба надолго обеспечивается топливом.