Дарья ГУШТЫН, фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА
Новый сезон в Черногории обещает быть горячим. Раннее бронирование в этом году началось раньше обычного, и первые продажи говорят о том, что направление будет востребовано. Комфортабельные виллы, чистое море и отличная кухня – это то, что нам уже известно о Черногории. Какие новинки ожидать в этом году, «ТиО» выяснял у ведущих белорусских туроператоров по этому направлению.
Черногорское министерство туризма подсчитало, что страну в 2011 году посетили 1 млн 300 тыс. туристов, то есть в два раза больше, чем жителей страны. Для белорусов это направление стало излюбленным. Менеджеры, которые работают с Черногорией, говорят, что это беспроигрышный вариант. Попробуем разобраться, почему.
Туристический имидж Черногории
Черногория объявила о своей независимости совсем недавно – в 2006 году. С этого самого времени началось активное развитие туристической инфраструктуры и европейский подход к организации отдыха. Культура Черногории – слияние традиций Запада и Востока, православия и ислама, романского стиля и готики, барокко и абстракционизма. Черногорское побережье Адриатического моря пока еще самое чистое и не испорченное цивилизацией. Громадные отели и шумные рестораны не перегружают береговую линию. Море на восточном побережье Адриатики значительно чище, чем на западном. Здесь много величественных и изящных церквей и крепостей, сохранившихся до наших дней и внесенных ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. Знамениты многочисленные монастырские комплексы Черногории: монастырь Морача, Пивский, высокогорный монастырь Острог, впитавшие в себя византийские каноны живописи и росписи. Кстати, и современное художественное творчество Черногории вызывает интерес ценителей искусства.
В Черногории замечательно мягкий и ровный климат в течение всего года. Берег буквально утопает в пальмовых, кипарисовых и маслиновых рощах, кедрах, виноградниках, агавах, деревьях, на которых растут киви и гранаты. В тени всего этого великолепия уютно размещены коттеджи, апартаменты, виллы и пансионы. Отличительная особенность Черногории в том, что здесь практически нет громоздких и шумных отелей. Туристы живут на небольших виллах. Здесь практически отсутствуют предложения «все включено» – путешественники либо готовят сами, либо посещают многочисленные местные кафе и рестораны. Национальная кухня разнообразна, а черногорские порции просто огромны.
Перед прошлым туристическим сезоном в Будве, самом известном черногорском курорте, появился новый мэр. «Был разработан проект «Добро пожаловать», который отслеживал качество сервиса и услуги для туристов. Благодаря новому мэру город повернулся лицом к туризму. Дороги перестали ремонтировать в сезон, появились профильные обучающие программы для персонала, обслуживание в ресторанах и виллах значительно улучшилось», – отмечает заместитель директора компании «Туссон Вояж» Руслан Сегенюк.
Авиа, автобус или автомобиль?
Большинство туроператоров предлагают сразу три варианта доставки в Черногорию: авиа, автобус либо автомобиль. Существуют также комбинированные программы, позволяющие в одну сторону отправиться на автобусе с экскурсией по европейским столицам, обратно – на самолете, что гораздо быстрее. Такой вариант не только дешевле авиаперелета в обе стороны, но и более познавательный – по дороге туристы знакомятся с Чехией, Венгрией, Австрией и другими странами.
При этом многие туроператоры отмечают, что авиапутешествия в Черногорию становятся все более доступными для наших туристов, и делают ставку именно на перелет. Начало чартерной программы из Минска в Черногорию запланировано на 2 июня, консолидаторы цепочки – черногорский туроператор R-Tours и белорусская компания «Аэротрэвел». Самолеты будут летать из Минска в Подгорицу каждые среду и субботу до 3 октября, что позволит туристам быть более свободными при выборе продолжительности отдыха.
«Черногория остается безвизовой страной для белорусов, поэтому авиаперелет – это не только комфортное путешествие, которое занимает чуть более 2 часов, но еще и экономия на визе. Туристы на автобусе или автомобиле должны иметь шенген, так как проезжают соответствующую зону, а это плюс 60 евро к цене на основной пакет. По сравнению с прошлым годом мы в два раза увеличили предложения по авиаперелету, тогда как по автобусным перевозкам загрузку не меняли. Путешествие на самолете становится дешевле, поэтому популярность таких туров у наших туристов растет», – говорит Руслан Сегенюк.
Анализируя продажи по акции «раннее бронирование», специалисты «Туссон Вояж» замечают, что популярность автобусных и авиаперевозок пока 50/50. Путешествие на автомобиле традиционно предпочитает 10–15% от общего числа туристов, выбирающих Черногорию. Но ситуация может поменяться, ведь безвизовый режим с этой страной позволяет туристам заказывать тур всего за несколько дней до отправления. Кстати, уже традиционно 30–40% всех туров «Туссон Вояж» продает именно по акции раннего бронирования.
Однако не все компании делают акцент на авиаперевозку. Менеджер туристической фирмы «Внешинтурист» Татьяна Бойкачева говорит, что путешествие на автобусе на самом деле гораздо оптимальнее для белорусского туриста, если он желает за одну поездку посмотреть сразу несколько европейских стран. «Автобусные туры позволяют нашим туристам дополнительно посмотреть Европу: Прагу, Вену, Белград, Будапешт, Краков, Рим, Ватикан, Венецию, – все зависит от маршрута конкретного тура. Автобусные туры обычно длятся 17-18 дней, чтобы турист успел не только изучить соседние страны и саму Черногорию – а здесь также много интересных экскурсионных программ, – но и отдохнуть на море», – отметила собеседница.
Самый экономичный вариант – добираться в Черногорию через Украину и Румынию, потому как не нужно отдельно оплачивать шенгенскую визу. При этом стоит помнить, что такая дорога утомительна – качество дорог и придорожного сервиса оставляет желать лучшего, а экскурсии по такому маршруту, как правило, не предусмотрены. С подобных программ многие компании начинали развитие отдыха в Черногории, но сейчас такие поездки осуществляют единицы. Прежде всего из-за утомительной долгой дороги.
Отели и сервис
В прошлом году среди отдохнувших в Черногории четверть составили гости из ЕС. Чаще всего на берегах Адриатического моря можно встретить гостей из других балканских стран (не менее 30%), им слегка уступают туристы из постсоветского пространства. Министр туризма Предраг Секулич считает, что в Черногории до сих пор не хватает номеров в четырех- и пятизвездочных отелях, но в последние годы начали строиться и открываться небольшие бутик-отели и дизайн-отели, которые привлекательны как раз для европейского рынка.
Подавляющее большинство наших туристов живут на виллах. И только 10% белорусов отправляются в Черногорию, чтобы отдыхать в отелях. «Отдых на виллах – особенность Черногории, где важны индивидуальный сервис и домашняя атмосфера. Мы стараемся донести это до наших туристов, поэтому заказов на «все включено» у нас практически нет», – объясняет Татьяна Бойкачева.
Заместитель директора компании «Смолянка» Наталья Михайлова отмечает, что в последние годы Черногория сделала достаточно много для развития сервиса и инфраструктуры. В отелях, виллах, ресторанах и кафе – бесплатный wi-fi. Бесплатные сейфы предлагаются практически в каждом апартаменте. «Значительно улучшился сервис в ресторанах – это очень важно, потому что программы «все включено» практически не предлагаются. Если раньше официанты в ресторанах выглядели измотанными, а заказ можно было ждать по 40–50 минут, то сейчас это уже невозможно представить. Персонал проходит соответствующее обучение, одежда официантов выдержана в одном стиле. Что касается кухни, то здесь никогда не было вопросов – в Черногории отличное питание. Но что нас порадовало – появилось множество новых ресторанов быстрого питания. Даже в крупных точках общественного питания стали предлагать еду «на вынос» – комплекс из трех блюд можно приобрести всего за 4–7 евро. Для туристов, которые предпочитают экономичный отдых, это, безусловно, хорошая новость», – считает Наталья Михайлова.
За последние годы Черногория стала более респектабельной, успешной и богатой страной. Рост благосостояния черногорцев связан с демократичными ценами и условиями продажи недвижимости. Кстати, дома покупают и белорусы. Но, несмотря на большой приток иностранцев, Черногория сохранила свой национальный колорит и традиции.
Сколько стоит отдых?
В прошлом году цена на отдых в Черногории с авиаперелетом варьировалась от 570 евро в начале июня до 720 евро – в конце августа (на одного человека, на 10 дней).
В новом сезоне, как отмечают в фирме «Туссон Вояж», цены в целом остаются на прежнем уровне. «Немного подорожали автобусные туры из-за обновления парка и более комфортных условий проезда, но не более чем на 50 евро, – отметил Руслан Сегенюк. – В целом и авиа, и автобусные цепочки мы продаем по прошлогодним ценам».
Раннее бронирование предоставляет туристам дополнительные скидки. Например, «Аэротрэвэл» до 1 апреля продает все туры со скидкой 10%. Менеджер компании Светлана Бугаева сообщила, что разработаны туры на 10, 11, 14 и даже 24 ночи. «На начало сезона отдых 11 ночей с авиаперелетом, без питания на вилле «Гармония» в Будве будет стоить 1130 евро на двух человек, виллы с завтраками в это время будут дороже – до 1300 евро для двух человек».
Компания «Смолянка» предлагает автобусные туры в Будву через Прагу, Вену и Будапешт по цене от 345 евро на человека без питания в начале сезона и до 445 евро – в разгар сезона, в июле, на вилле с завтраками. Отдых в бархатный сезон будет стоить около 360 евро. Что касается тура в Рафаиловичи, то в начале сезона тур будет стоить до 415 евро, в разгар сезона стоимость будет доходить до 495 евро (16 дней, на одного человека).
В этом году сразу несколько компаний разработали маршруты комбинированных туров «Черногория плюс Италия» – автобусом либо на пароме. Во втором случае туристам даже не понадобится шенгенская виза.