https://www.traditionrolex.com/8
<p><span style="font-size: small;">В понедельник, 26 марта, авиасообщение между столицами Беларуси и России было приостановлено на несколько часов. Причина взаимного отзыва разрешений на выполнение регулярных рейсов на линии Минск – Москва заключалась в том, что стороны не смогли договориться о количестве рейсов, выполняемых авиаперевозчиками двух стран. Благодаря временным договоренностям воздушное сообщение было восстановлено, однако о решении проблемы говорить пока рано.</span></p>

Авиационные власти Беларуси и России не смогли договориться о количестве рейсов между Минском и Москвой

Татьяна ЧУДАК

В понедельник, 26 марта, авиасообщение между столицами Беларуси и России было приостановлено на несколько часов. Причина взаимного отзыва разрешений на выполнение регулярных рейсов на линии Минск – Москва заключалась в том, что стороны не смогли договориться о количестве рейсов, выполняемых авиаперевозчиками двух стран. Благодаря временным договоренностям воздушное сообщение было восстановлено, однако о решении проблемы говорить пока рано.

Между небом и землей

«С 26.03.12 Росавиация отзывает раз­решение на выполнение регуляр­ных рейсов авиакомпании «Бел­авиа» в сезоне лето 2012, начиная с 4.00 UTC (7.00 по минскому времени. – Прим. ред.), на линии Минск – Москва – Минск. Заместитель руководителя ФАВТ (Федерального агентства воздушного транспорта. – Прим. ред.) О.О. Клим», – такую телеграмму получили в «Белавиа» в полседьмого утра 26 марта. По словам заместителя генерального директора авиакомпании Игоря Чергинца, сообщение оказалось для «Белавиа», мягко говоря, неприятным сюрпризом. В ответ белорусские авиационные власти приняли симметричное решение, также отозвав у российских авиакомпаний разрешения на выполнение рейсов между столицами Беларуси и России.

До приостановки авиасообщения из Минска в Москву успел вылететь только один самолет, выполнявший рейс авиакомпании «Аэрофлот». Самолеты авиакомпании «Белавиа», которые должны были выполнить рейсы в 7.00 и 9.00, смогли вылететь из Национального аэропорта «Минск» спустя несколько часов, после того как стороны договорились о возобновлении полетов. Впрочем, «перемирие» было заключено временно. Срок его действия истекает сегодня, 29 марта, когда стороны планируют сесть за стол переговоров, чтобы принять окончательное решение.

По предварительным оценкам, заложниками ситуации оказалось около 360 пассажиров двух рейсов «Бел­авиа», задержанных в минском аэропорту 26 марта, а также пассажиры, ожидающие вылетов в Москве. Среди них оказалась и парламентская делегация Беларуси, которая направлялась с официальным визитом в Алматы транзитом через Москву. «Авиа­ционные власти обязаны стоять на защите прав пассажиров. Решение Рос­авиации фактически поставило под угрозу планы пассажиров, у многих из которых сорвались деловые или личные встречи, – отметил Игорь Чергинец, выступая перед журналистами. – Я надеюсь, что мы смогли минимизировать потери наших пассажиров». Несмотря на то, что отзыв на разрешение полетов относится к форс-мажорным обстоятельствам, авиакомпания «Белавиа» без взимания дополнительных сборов возвращала деньги за билеты или переоформляла бронирование на более поздние рейсы, а пассажиров, которые летели транзитом, пересаживала по возможности на рейсы других авиакомпаний. «Аэрофлот», который является назначенным перевозчиком на линии Москва – Минск с российской стороны, в свою очередь заявил о том, что был вынужден отменить один и перенести другой рейс. В итоге крупнейшей авиа­компании России пришлось за свой счет разместить более 50 пассажиров в московских гостиницах, обеспечив их всем необходимым.

Конфликт, который привел к приостановке авиасообщения, был вызван тем, что стороны не смогли договориться о количестве рейсов. Как рассказал Игорь Чергинец, «Бел­авиа» получила разрешение авиационных властей России на выполнение полетов вечером 24 марта, буквально накануне старта летнего сезона 2012 года. Согласно разрешению, белорусская авиакомпания получила право осуществлять четыре ежедневных рейса из Минска в Москву. Российские перевозчики в свою очередь потребовали разрешение на выполнение пяти ежедневных рейсов. По действующему соглашению о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта, подписанному правительствами Беларуси и России в 1997 году, при совместной эксплуатации линии должен соблюдаться коммерческий паритет, который с подачи российской стороны трактуется как паритет частот, то есть одинаковое количество рейсов, выполняемых авиаперевозчиками Беларуси и России. Поэтому белорусские авиационные власти выдали российским перевозчикам разрешение также на четыре рейса. В то же время с учетом интересов пассажиров было выдано разрешение сроком на несколько дней для выполнения заявленных пяти частот, которые распределились следующим образом: три ежедневных рейса у «Аэрофлота», один – у UTair и один – у авиакомпании S7, которая открывала собственный рейс из Москвы в Минск в злополучный понедельник, 26 марта.

Пресс-служба «Аэрофлота» распространила заявление о том, что российский перевозчик безоговорочно поддерживает действия авиационных властей Российской Федерации и по-прежнему намерен выполнять три ежедневных рейса из Москвы в Минск в летнем сезоне 2012 года. «Несмотря на существующий дисбаланс в пользу белорусской стороны заявки на выполнение этих рейсов Росавиацией были подтверждены в полном объ­еме. В свою очередь белорусские авиационные власти не подтвердили «Аэрофлоту» выполнение трех рейсов в день в летнем расписании, что является прямым нарушением межправительственного соглашения между Россией и Беларусью, которое не подразумевает ограничения числа рейсов», – говорится в заявлении перевозчика.

При этом в межправительственном соглашении указано, что при эксплуатации перевозчики должны принимать во внимание интересы друг друга, с тем чтобы «не нанести ущерба перевозкам авиапредприятия, которое эксплуатирует авиалинию по этому же маршруту». По данным, которые озвучил Игорь Чергинец, на линии Минск – Москва средняя загрузка самолетов как белорусской, так и российских авиакомпаний составляет около 55%, и увеличение количества рейсов до девяти вылетов в день приведет к снижению эффективности эксплуатации авиалинии, поскольку с приходом новых перевозчиков на маршрут количество пассажиров не увеличивается.

Что касается других российских маршрутов «Белавиа», то рейсы в Екатеринбург, Калининград и Санкт-Петербург выполнялись по расписанию. Летом 2012 года белорусская авиакомпания традиционно планирует выполнять рейсы из Минска в Сочи, а в июне – открыть новый пункт назначения в России – Новосибирск. Пока эти планы остаются без изменений.

Между тем в российской прессе появилась информация о том, что на предстоящих переговорах авиационные власти России будут предлагать отмену всех ограничений в том, что касается количества назначенных перевозчиков, частоты и географии полетов, а также необходимости согласовывать маршрут с назначенными перевозчиками. По данным Министерства транспорта России, в сентябре 2011 года в стране насчитывалось около 130 авиакомпаний, выполняющих регулярные, местные и чартерные перевозки, в то время как в Беларуси – всего одна.

https://www.traditionrolex.com/8