https://www.traditionrolex.com/8
<p>Практически все разговоры о возможном течении предстоящего летнего сезона имеют ярко выраженную окраску - кризисную. За несколько удачных или, по меньшей мере, стабильных лет мы привыкли говорить о расширении программ, выходе на новые направления, увеличении количества чартерных цепочек - словом, о тех показателях, которые свидетельствовали: туристический рынок расширяется, структурируется и увеличивает объемы. Сегодня даже самый завзятый оптимист не рискует рассуждать об увеличении и расширении, речь чаще всего идет о скромном - "удержаться на плаву".</p>

Практически все разговоры о возможном течении предстоящего летнего сезона имеют ярко выраженную окраску - кризисную. За несколько удачных или, по меньшей мере, стабильных лет мы привыкли говорить о расширении программ, выходе на новые направления, увеличении количества чартерных цепочек - словом, о тех показателях, которые свидетельствовали: туристический рынок расширяется, структурируется и увеличивает объемы. Сегодня даже самый завзятый оптимист не рискует рассуждать об увеличении и расширении, речь чаще всего идет о скромном - "удержаться на плаву".

В стремлении выжить бизнес во всем мире предпринимает одинаковые по сути шаги: сокращение расходов - это очень заметно по изрядно "съежившемуся" рынку рекламы. Сокращение штатов - ежедневно крупные корпорации объявляют о многотысячных увольнениях, мелкие предприятия делают это не столь эффектно, но также интенсивно. И, наконец, сокращение собственных планов - как производства, так и продаж.

ov Шаги эти в целом вполне понятны и оправданы, однако многие воспринимают наступивший кризис как долгожданное время очищения, после которого на рынке останутся лишь реально работающие, а не дутые структуры. И в этом случае шанс выжить и даже получить от кризисной ситуации дивиденды имеют те компании, которые, маневрируя и реагируя на сложившиеся обстоятельства, все же не откажутся от проведения своей собственной четкой политики. Не секрет, что на белорусском туристическом рынке в последние годы политику определяют крупные российские туроператоры. О том, какую стратегию в наступающем сезоне будет проводить один из них, мы беседуем с директором белорусского представительства "Натали Турс" Ольгой Вышинской.

- Для большинства людей синонимом слова "кризис" стало "сокращение". Планирует ли "Натали Турс" сокращение турпотока в наступающем сезоне?

- Естественно, мы не можем отрицать общемировых тенденций. Падение продаж в сфере туризма наблюдается во всех странах, и, учитывая этот факт, мы запланировали сокращение турпотока в рамках нашей компании на уровне 20%. В то же время мы намереваемся усилить наши позиции на некоторых направлениях. Ведь кризис - это время, когда обычная для рынка конкуренция переходит в новую плоскость: выживает тот, кто сможет продемонстрировать свою финансовую состоятельность не только на словах и предложить конкурентоспособный продукт.

- Значит ли это, что в наступающем сезоне ценовые войны приобретут особую остроту?

- Под конкурентоспособностью я подразумевала совсем не демпинг, хотя я знаю, что уже сейчас, особенно в регионах, некоторые операторы устраивают сейлы турпутевок. Однако снижение цен - это не тот путь, который может помочь в нынешней ситуации. Кстати, последнее громкое крушение в турбизнесе - английского туроператора Freedom Direct Holidays - только подтверждает этот факт. На сегодняшний день эксперты сошлись во мнении: банкротство Freedom Direct, специализировавшегося на направлениях Турция, Испания, Греция, Египет, вызвано тем, что компания продавала туры очень дешево - с экстремально маленькой маржой. Работая без достаточной прибыли, операторы попадают в зону риска, выбраться из которой бывает очень сложно. К тому же следует учесть, с какими результатами турфирмы закончили прошлый год. Напомню, что в связи с перманентным дорожанием авиатоплива летний сезон оказался для операторов очень непростым, и если кто-то скажет, что прошедший год был удачным, то он, мягко говоря, слукавит. "Натали Турс" удалось закончить год с плюсом за счет неплохих продаж в начале года и отчасти осенью. При этом у компании нет кредитов, поэтому наше финансовое состояние я бы назвала стабильным. Тем не менее демпинговать мы не намерены. Так что на действия конкурентов мы отвечать, безусловно, сможем, но сами развязывать ценовые войны не планируем.

- И все же какие-то антикризисные шаги "Натали Турс" намеревается предпринять?

- Это в основном оперативная реакция на изменение спроса. При его спаде следует думать не об амбициях, а о сокращении объема, к примеру, авиаперевозок. В нынешних условиях все будут вынуждены более гибко реагировать на рыночные колебания - корректировать чартерные программы, если рынок будет не в состоянии принять те объемы, которые запланированы сейчас. Практически на всех направлениях хотельеры тоже заняли более взвешенную позицию: этим летом значительно снизилось количество комитментов по ряду направлений, в связи с сокращением спроса значительная часть ресурсов стала доступна без подписания "жестких" контрактов. И в этом случае также, как и в работе с авиакомпаниями, большую роль играют давние партнерские отношения, основанные на доверии.

- В конце прошлого года туристическая общественность бурно обсуждала "разрыв" "Натали Турс" с давним испанским партнером Grup Serhs, который теперь будет работать с TEZ TOUR. Новая принимающая компания "Натали Турс" в Испании - это NT-Incoming. В чем ее преимущества?

- Думаю, что уже из названия понятно, что принимающая компания создана в первую очередь для обслуживания клиентов "Натали Турс". Возглавил ее бывший директор по туризму Жуаль Паскуаль, вместе с которым в NT-Incoming перешла большая часть менеджеров Serhs. Так что говорить о том, что "Натали Турс" потеряла в Испании годами наработанные связи, не приходится. Напротив, сохранив практически все наши "старые" гостиницы, мы усилили свои позиции на испанском направлении. Например, ассортимент предложений на острове Майорка значительно расширен. При этом наше присутствие на севере острова остается практически эксклюзивным на рынке СНГ. Белорусские туристы тоже могут оценить прелести отдыха на острове: с 6 июня начинается еженедельная чартерная программа в Барселону и на базе 14-дневного отдыха можно провести 1-2 дня в Барселоне, а потом, воспользовавшись внутренним рейсом, 12-13 дней отдыхать на Майорке.

- Наверняка в наступающем сезоне дальнейшее развитие получит программа "Взрослые и дети".

- Да, мы действительно гордимся этим своим эксклюзивным предложением. Возвращаясь к нашему разговору о кризисе, именно такой продукт можно назвать по-настоящему конкурентоспособным. Ведь если операторы предлагают стандартные туры, скажем, с отдыхом на побережье Испании, то качество продукта, а также бренд - имя компании, естественно, играет свою роль, но все же главным образом конкуренция происходит в области цен. В этом плане оригинальность турпродукта, его непохожесть на то, что предлагают другие, ставит его на другую ступень конкурентоспособности.

В этом сезоне отдых по программе "Взрослые и дети" расширил свою географию и временные границы. В Испании программа будет действовать на побережьях Коста Брава, Коста Дорада и новинка - клуб на острове Майорка, а также на греческих островах Крит, Родос и на Кипре. Теперь она будет начинаться раньше, с 1 мая, и заканчиваться позже, 30 сентября. И еще одна новость: к "Пиратскому лету" с "Натали Турс", рассчитанному на детей от 6 до 12 лет, прибавляется программа "Лунтик и его друзья" - для малышей от 2 до 5 лет. Программа "Взрослые и дети" действительно пользуется высоким спросом, так что мы будем продолжать уделять этому продукту особое внимание и постоянно развивать.

- Если судить по накалу обсуждений в туристической прессе, то главные войны в этом сезоне разгорятся на греческом направлении.

- Возможно, речь идет о Северной Греции - а именно полуострове Халкидики. Интересы "Натали Турс" главным образом связаны с югом Греции и островами. Новинка нынешнего сезона - остров Корфу, который прибавляется к уже освоенным нами Криту, Родосу и Косу.

- Ваше сотрудничество с новой гостиничной цепочкой Aquila на Крите продолжится?

- Да, мы удачно отработали сезон и продолжаем оставаться эксклюзивными продавцами отелей цепочки Aquila на рынке СНГ. Кроме того, в этом году мы расширяем ассортимент отелей класса luxury на Крите. В прошлом году ощущался недостаток отелей в этом сегменте.

- В нынешнем сезоне открывается первый чартерный рейс из Минска на Родос...

- Да, мы будем продавать туры на Родос с вылетом из Минска, но жесткий блок мест не берем. Честно говоря, в нынешней сложной экономической ситуации я с некоторой осторожностью отношусь к появлению новых чартерных программ. Отработаем сезон, тогда будет видно.

- Турция не является приоритетным направлением для "Натали Турс". Однако эта страна - одна из самых любимых у наших туристов.

- Да, на турецком направлении наша компания сохраняет прошлогодние объемы - думаю, что в нынешних условиях этого достаточно. В этом сезоне мы значительно улучшили качество нашего продукта в районе Кемер за счет возможностей нашего нового партнера, компании Akay. Также мы продолжаем сотрудничество с нашим партнером - фирмой Mina Travel.

- Насколько мне известно, в этом сезоне у "Натали Турс" расширяется спектр предложений по Италии с вылетом из Минска.

- Действительно, мы берем блок мест на чартерный рейс в Римини, который начинает летать с 13 июня в двухнедельном режиме. На базе этой программы сформированы туры с отдыхом в Эмилии Романье и туры комби - неделя экскурсий плюс неделя отдыха на побережье. Кроме того, есть возможность использовать регулярные рейсы "Белавиа" в Рим и Милан, для организации туров сити-брейк в этих городах. Итальянских предложений действительно много, и они очень интересные. Мы надеемся, в этом сезоне нам удастся показать белорусским туристам страну с новой, неизвестной стороны.

- На какие еще интересные предложения могут рассчитывать белорусы?

- Например, круизы, которые становятся все более востребованными последние годы. Традиционно в нашем ассортименте есть вариант с вылетом из Минска - до Барселоны. Далее программа предусматривает неделю путешествия на круизном судне и неделю отдыха на побережье Коста Брава или Коста Дорада.

- Остается только надеяться, что все эти замечательные предложения найдут своего туриста. Ведь во время кризиса люди склонны отказываться от того, что не является предметом первой необходимости - например, от путешествий.

- Вряд ли основная масса людей откажется от отдыха. Я уверена, что семьи по-прежнему захотят вывезти ребятишек на море. Кто-то откажется от покупки нового автомобиля, но захочет увидеть новую страну. Текущие продажи это подтверждают: например, первый вылет в Испанию на 6 июня уже закрыт. Вообще, кризис - вовсе не время для паники и уныния. Например, мы в "Натали Турс" нашли в нем массу положительных моментов.

- Интересно, каких?

- Во-первых, сокращение объема турпотока позволило нашей компании бросить освободившиеся силы на совершенствование технологий. Вовторых, сокращения, которые сейчас происходят в туристической сфере, позволяют найти специалистов высокого класса. В-третьих, кризис существенно облегчает выход на новые рынки - в нынешних условиях и авиаперевозчики, и хотельеры ведут себя более чем лояльно. В-четвертых, прекратилась текучка кадров. В-пятых, отсутствие кредитов и финансовая стабильность дают нашей компании уверенность в том, что мы не только останемся на рынке, но и существенно укрепим свои позиции.

Беседовала Юлия Коваленко

https://www.traditionrolex.com/8