https://www.traditionrolex.com/8
<p>В Латвии множество структур, так или иначе связанных с туризмом. Как удается достичь взаимопонимания и взаимодействия между ними и каковы сегодняшние тенденции в развитии отрасли в соседней стране, рассказывает Григорий Померанцев, председатель правления Рижского бюро по развитию туризма.</p>

Григорий Померанцев В Латвии множество структур, так или иначе связанных с туризмом. Как удается достичь взаимопонимания и взаимодействия между ними и каковы сегодняшние тенденции в развитии отрасли в соседней стране, рассказывает Григорий Померанцев, председатель правления Рижского бюро по развитию туризма.

– Рига достаточно долго шла к тому, что сегодня имеет. Не было обширной сети авиаперевозок, не до конца использовался географический потенциал, были визовые ограничения – Латвия не входила в Шенген. Конечно, все это тормозило развитие туризма. Ситуация изменилась с появлением стабильного авиационного сообщения, с упрощением визового режима, со вступлением в Шенген и позиционированием Риги в качестве транзитного узла. Помимо этого, стали активно работать партнеры по развитию въездного туризма. В частности, три года назад было создано Рижское бюро по развитию туризма под брендом Live Riga при Рижской думе, в стране работают Латвийское государственное агентство по развитию туризма при Министерстве экономики – TAVA, ассоциация турагентств ALTA, ассоциация гостиниц и ресторанов. Получилось объединение всех сторон, заинтересованных в том, чтобы как можно больше туристов посещало Ригу и Латвию. И в какой-то момент накопившаяся «критическая масса» дала качественный скачок. Маховик раскрутился, сейчас он уже четко действует, мы видим, что помимо усилий самого бюро все участники альянса: агентства, туроператоры, гостиницы, авиакомпании, транспортные и паромные компании – являются посланниками страны и города и сообща делают общую работу – каждый на своем месте.

Моменты конкуренции преодолены, хотя некоторое время ушло на то, чтобы понять, что здесь важнее всего партнерство. Ведь от взаимодействия выгода очевидней, нежели от конкуренции. Рынок глобализуется, и конкурируют уже, скажем, не отели или авиакомпании, а целые регионы и даже страны!

На внешнем рынке – в Америке, Японии, Китае – продавать даже одну Латвию, не говоря уже о Риге, не имеет смысла, если нет объединения с соседями, Эстонией, к примеру. Нужно «продаваться» целым регионом, наполнив этот продукт какими-то местными особенностями, достопримечательностями. Сейчас понимание этого достигнуто всеми игроками рынка. И есть главное – информация. Каждый вынужден отвечать «за того парня», за своего партнера, и здесь важно знать не только о специфике своего продукта, но и о тех туристических событиях, которые происходят в стране. Это одна из задач Live Riga – информировать о событиях на основных рынках Европы, России, а также самих жителей Латвии, в том числе профессионалов туризма.

Появилась, наконец, та синергия, которая и привлекает туристов. Здесь в первую очередь важны координация и информация.

Я прекрасно помню тот момент, когда у гостиниц возникла необходимость объединиться и координировать усилия. В частности, когда в Риге проводился Чемпионат мира по хоккею, этого события ждали представители гостиничного бизнеса именно с той целью, чтобы поднять цены. От отсутствия координации цены были подняты слишком высоко. В результате возникла ситуация, когда болельщикам было дешевле прилетать на каждый отдельный матч (авиакомпания airBaltic предлагала очень низкие цены), например, из Праги, нежели жить в Риге. В итоге в выигрыше осталась авиакомпания!

– Коль мы коснулись airBaltic, расскажите о своей работе там и о причинах ухода.

– Я проработал в airBaltic ровно 15 лет. Это было уникальное время, компания создавалась фактически с нуля: я пришел, когда флот компании состоял всего из 3-х самолетов, был первым главой представительства на внешнем рынке. Мы летали из аэропорта «Минск-1» и приходилось заниматься всем: регистрацией пассажиров, посадкой, центровкой самолета, бухгалтерией, координированием перронных служб, розыском багажа – это что касается сервиса, обслуживания самолетов. А вторая часть работы носила коммерческий характер: создание агентской сети, корпоративных связей и заключение контрактов, рекламная деятельность, пиар, взаимодействие с госструктурами и т.д. С 2000 до 2004 года я возглавлял службу наземного обслуживания в аэропорту Риги. У нас было порядка 80 сотрудников, и контракты во всех аэропортах, куда летал airBaltic. В 2004 году перешел в коммерческую службу как вице-президент по продажам, затем по продажам и маркетингу. Как раз активно шло открытие новых маршрутов. Поскольку Латвия вступила в Евросоюз, основные потоки были с Запада. Открывали маршруты в Скандинавские страны, в Италию, Германию, Англию. Это нарастало, как снежный ком. Стали активно развиваться в восточном направлении, открыли полеты во все бывшие республики Союза, кроме Кыргызстана и Туркменистана. Помимо этого, было ближневосточное направление: Оман, Бейрут, Дубай, Стамбул, чартерные рейсы в Анталью, Шарм-эль-Шейх.

Работал в качестве коммерческого директора компании и программы лояльности клиентов BalticMiles. Амбиции и желание реализовать себя в рамках авиакомпании совпали – и превзошли мои ожидания. Развивались и компания, и карьера.

Но пришло время посмотреть шире на возможности туризма и бизнеса, на взаимодействие стран и регионов. Мне предложили поработать в Рижском бюро по развитию туризма, которое, кстати, тоже создавала авиакомпания.

Сегодня я председатель правления Live Riga. У нас прекрасная команда! Работа ведется прежде всего по двум основным направлениям: участие в выставках на основных рынках, взаимодействие с туроператорами, с представителями СМИ и вторая часть – это распространение рекламных материалов, буклетов, развитие интернет-сайта. Вся информация, представленная на нем, сегментирована и постоянно обновляется. Live Riga как бренд имеет суббренды: Stay Riga, Meet Riga, Feel Riga, Work Riga.

– Информация очень «веселая» по оформлению, надо отметить!

– Да, и она очень удобно разделена по модулям. Meet Riga – это вся информация по конгресс-туризму, где Рига позиционируется как деловой бизнес-центр. Stay Riga – все гостиницы, spa, Feel Riga – рестораны, ночная жизнь и т.д. Помимо этого, в самом городе открыто три информационных центра Live Riga, где полностью представлена вся информация не только о Риге, но и о Латвии в целом. Там же можно забронировать и билеты на спектакли, концерты, в музеи.

В этом году проходит две масштабные акции. «Рига – невозможное возможно» – это позиционирование города как места, где за короткое время можно испытать совершенно разные ощущения, побывать в различных местах. Например, прокатиться на ретротрамвайчике, на яхте, а вечером посетить оперу либо концерт. Или сходить в музей ретроавтомобилей и Ботанический сад, посмотреть уникальную коллекцию, а вечер провести в Русском театре.

Этот год мы назвали годом кулинарных возможностей. Рига выступает в роли кулинарной столицы, где в разные месяцы можно попробовать натуральные продукты, выращенные латвийскими фермерами. Каждый месяц посвящен какому-то продукту, под его знаком работает 32 ресторана, с которыми у нас есть договоренность. В апреле – пора березового и кленового соков, в мае – витаминной зелени, в июне – земляники, в июле – молодого картофеля, в августе – даров леса, сентябрь же приносит осенние дары, октябрь богат рыбой, ноябрь – время рижского черного бальзама и тыквы, а декабрь таит сюрпризы!

– А какие места в Риге предпочитаете лично вы? Любимый ресторан, место отдыха…

– Знаете, выбор ресторана зависит от ситуации. Если приезжать с детьми, а Рига – очень комфортный город для семейного отдыха, то это Lido. Это концепция, основанная именно в Риге, в городе несколько точек Lido, а излюбленный ресторан – на Краста. Богатый выбор блюд национальной кухни дополняется возможностью отдохнуть и развлечься. Зимой можно покататься на коньках, летом – на качелях. И тематика оформления соответствует сезону: зимой – рождественская, в сентябре – школьная, на Лиго все ходят в венках из листьев дуба.

Что касается деловых встреч, я выбираю место с видом на Старую Ригу, Ostas skati с прекрасной панорамой, вкусной и стильной едой. Самый известный, безусловно, Vincents, с изысканной кухней шеф-повара Мартиньша Ритиньша: эксклюзивные блюда, безукоризненный сервис, его посещают разные знаменитости, их портреты можно видеть на стенах. Для деловых встреч еще отлично подходят рестораны Bergs, Piram?da в Radisson Blu Hotel Ridzene, Gastronome в Radisson Blu Hotel Latvija.

Для дружеских застолий рекомендую забавный ресторанчик, стилизованный, уютный – «Летающая лягушка» на улице Элизабетес, со вкусными и недорогими блюдами. Много уютных местечек и в Старой Риге.

– А что, по вашему мнению, входит в Риге в разряд must see?

– Есть такие места, «рижская классика», без которых впечатления о городе были бы неполными. Это прежде всего старейший в Европе Домский собор с органом, собор Святого Петра, Ратушная площадь, Дом Черноголовых, площадь Ливу с черным котом – Старая Рига. В летний период по улицам Старого города будет курсировать маленький ретротрамвайчик до Межапарка с замечательным зоопарком, по Даугаве будет приятно прокатиться на кораблике. Для меня совсем недавно был открытием развлекательный центр Go planet, состоящий из картинговой трассы и ошеломляющего выбора разных аттракционов, 4D-кинотеатра, симуляторов новых поколений, лазерного лабиринта, видео- и других игр. Становится модным проводить здесь корпоративные праздники и дни рождения, в том числе и детские.

Много гастролей: театры, исполнители. Планируются открытые концерты: Раймонда Паулса, группы «Мумий Тролль» на набережной. И еще одну особенность этого лета хотелось бы отметить: «пляжная» ночная дискотека «Новой волны» (и многие другие мероприятия) перенесена на рижскую набережную.  

Обязательно стоит выбраться в Юрмалу с ее аквапарком и классным стильным рестораном «36-я линия», а также пройтись пешеходной дорожкой по дюнам, стоит съездить в Сигулду. Это заложено в наших программах «Рига+».

Беседовала Наталья ПЛЫТКЕВИЧ

https://www.traditionrolex.com/8