Руслан Сегенюк известен прежде всего как специалист такого непростого туристического направления, как Черногория. В этом интервью он рассуждает о роли президента компании R-Tours Ратко Читаковича для белорусского рынка, о новой «ориентации» компании «Туссон Вояж» и о своих личных взглядах – на турбизнес и карьеру.
-- Руслан, коллегам и тем туристам, которые хорошо вас знают, наверняка интересно будет узнать, с чем связан ваш переход из компании «ТрейдВояж» в «Туссон Вояж»?
-- Вы знаете, бизнесом, как мне кажется, нужно заниматься, преследуя две цели --финансовое благосостояние и идею. В компании «ТрейдВояж» я проработал 8 лет, стоял, так сказать, у истоков организации, за первые 5 лет существования фирма заняла свою нишу на рынке. Однако в последнее время я перестал четко ощущать миссию компании, или другими словами -- главную идею развития фирмы. Я вдруг понял, что больше не вижу своего будущего в компании «ТрейдВояж». Это не значит, что у самой компании нет будущего. Напротив! Я искренне желаю фирме и коллективу успеха. Но, знаете, как бывает в жизни… Вдруг остро ощущаешь, что надо что-то менять, что твои собственные планы идут вразрез с планами фирмы, что общего будущего нет. Я привык работать с огоньком, с блеском в глазах. Если драйва нет, работа перестает доставлять удовольствие. А это неправильно.
-- С вашим приходом в «Туссон Вояж» фирма практически получает новое направление, которым прежде плотно не занималась, -- Черногорию. Причем -- в операторском исполнении. «Туссон Вояж» – классический турагент, да еще с уклоном в «горящие туры». Значит ли это, что «Тусон Вояж» несколько меняет свою «ориентацию»? Ваши первые ощущения от формата работы фирмы и коллектива?
-- Да, действительно, когда мне поступило предложение возглавить туроператорский отдел в компании «Туссон Вояж», я отдавал себе отчет, что компания фактически является турагентом. И, скажем прямо, такое направление, как Черногория, – это кардинально новый, не привычный продукт в ассортименте фирмы. Открыть в «Туссоне» туроператорский отдел и заняться, к примеру, Турцией, Египтом, Испанией или Грецией было бы, конечно, более логично -- да и проще. Но в том и фишка, что компания «Туссон Вояж» за 18 лет своей успешной работы по всем перечисленным направлениям имеет огромное количество постоянных клиентов. И эти клиенты, как мы рассчитываем, с удовольствием попробуют новое направление от фирмы, которая для многих уже стала «семейным турагентом». Есть и еще одна причина. Рынок Черногории небольшой, можно сказать, камерный, и, выходя на него, новому оператору не требуется так много средств и усилий, как скажем, на турецком или египетском направлениях. Поэтому со всех сторон Черногория для «Туссон Вояж» в этом году -- прекрасный вариант «пробного шара», хорошая возможность заявить о себе как о туроператоре. Что касается уклона компании в так называемые «горящие туры», то меня это не смущает. Имея 8-летний опыт по разработке, раскрутке и продажам Черногории, я могу авторитетно заявить: клиент, который стремится отдохнуть по «горящей» путевке, и клиент, выбирающий для себя Черногорию, – это совершенно разные люди.
Впрочем, ограничиваться только Черногорией в этом году мы не планируем. Крайне перспективным и не раскрученным на нашем рынке я считаю событийный туризм. У каждого из нас есть свое хобби, свое увлечение (спорт, кино, музыка и прочее). И каждый из нас готов тратить на это деньги. Согласитесь, жизнь становится абсолютно пресной, если не получать от нее маленькие, но необходимые удовольствия. В «Туссон Вояж» мы уже организовали поездку группы болельщиков (правда, пока – небольшой) на Чемпионат Мира по хоккею в Германию. Сейчас планируем организовать специальный тур для желающих научиться игре в гольф -- с получением международного сертификата. Поступают заявки на посещение футбольных матчей европейских клубов, на Формулу 1, Каннский кинофестиваль, выставки в Китае и другие мероприятия.
И еще в планах компании -- занять свое место на рынке въездного туризма. Мы уже сейчас заключили весьма выгодные контракты с некоторыми отелями, в будущем планируем участвовать в главных международных туристических выставках.
Что касается формата фирмы и атмосферы, которая царит в коллективе, то здесь я вижу будущее, в том числе и для себя. С «Туссон Вояж» мы давно и достаточно плотно сотрудничаем, я прекрасно знаю руководство компании и некоторых сотрудников.
Вообще, анализируя и оценивая работу многих коллег, приходишь к выводу, что некоторые фирмы, имея 10-20 лет опыта работы в турбизнесе, выработали свою стратегию развития еще в лихие и прибыльные 90-е и менять ее уже либо не хотят, либо не могут. Вчерашние стереотипы мешают фирмам меняться и развиваться. Здесь же, в «Туссон Вояж», я не ощущаю, что 18-летний опыт работы неподъемной ношей лег на фирму и мешает ей искать новые подходы. Компания развивается и меняется, если того требует время. Штат пополняется новыми сотрудниками, открываются новые точки продаж… В моде «горящие туры» -- «Туссон Вояж» занимает нишу «уполномоченного агентства». Становятся невероятно популярными программы от TEZ TOUR -- «Туссон Вояж» уже является его официальным представителем. У меня складывается впечатление, что компания идет в ногу со временем.
-- Каким образом, по вашему мнению, сегодня распределены силы белорусских операторов на черногорском направлении? Какова сегодняшняя роль черногорского оператора R-Tours?
-- Оценивать роль других игроков, тем более, когда сам пока только выходишь на рынок, -- работа не благодарная, и, тем не менее, рискуя вызвать недовольство коллег, приведу свое субъективное мнение. Результаты нынешнего сезона увидим осенью, однако в прошлом году силы были распределены следующим образом. Бесспорным лидером направления является компания «Смолянка», далее в рейтинге значатся «Аэротревел», «Ростинг», «ТрейдВояж» и «Внешинтурист». По моим подсчетам, этими компаниями закрывалось 70% мест на направлении. Однако это вовсе не значит, что данные компании с аналогичными же объемами отработают нынешний непростой «посткризисный» сезон. Скажу откровенно – уже в этом году «Туссон Вояж» планирует попасть в пятерку лидеров.
Что касается компании R-Tours, то во многом из-за харизматичной личности своего президента, господина Ратко Читаковича, она является основным и, по сути, единственным партнером по Черногории для всех белорусских туроператоров. Я заметил бы даже, что он был и остается самым большим другом для белорусов, человеком, который в свое время не побоялся рискнуть и вложиться в раскрутку Черногории на нашем рынке. Ратко Читакович и теперь продолжает поддерживать наших операторов.
-- Сложились ли пулы операторов на автобусных черногорских цепочках и существует ли здесь более-менее острая конкурентная борьба?
-- Насколько мне известно, в этом году будет две-три цепочки. Безусловно, и на этом рынке присутствует конкуренция, и, мне кажется, что этот сезон во многом будет решающим: кто-то укрепит свои позиции, а другие игроки, возможно, сойдут с дистанции или переориентируются. Окончательные пулы оформятся после выставки, когда закончатся акции раннего бронирования.
-- Планируете ли вы участвовать в чартерной авиапрограмме?
-- Участие в авиачартере на Черногорию -- это обязательное условие для работы по этому направлению. Это резонно еще и с учетом специфики работы «Туссон Вояж» -- 95% всех реализуемых компанией путевок имеют авиадоставку. Какое-то время у нас были сомнения относительно необходимости участия нашей фирмы в автобусных цепочках, так как соответствующий клиент -- это уж совсем нетипично для компании. Однако после первых продаж мы уже не сомневаемся в целесообразности нашей работы и в этом сегменте.
-- Как вы намерены привлекать агентов к сотрудничеству?
-- Учитывая широкую агентскую сеть компании «Туссон Вояж» как уполномоченного агентства «Магазина горящих путевок» и TEZ TOUR, а также мой личный 8-летний опыт общения с партнерами, мы запланировали для агентств, которые будут работать с нами по Черногории, массу приятных сюрпризов. Проведем целую серию семинаров, обеспечим агентства материалами и поддержим постоянными бонусами и акциями. Нами разработан четкий план работы, постараемся создать лучшие условия для агентств на белорусском рынке.
-- В чем особенность нынешних черногорских программ?
-- В этом, еще раз подчеркну -- непростом для всех сезоне, мы сконцентрировались на создании продукта максимально сбалансированного по цене и качеству. «Туссон Вояж» взял на гарантию «наземное обслуживание». Это программа с уже раскрученным прошлым, может, не новая, но зато проверенная и с отличной ценой. Именно такие программы, я уверен, будут пользоваться в этом году спросом у туристов.
-- Что новенького в сезоне? Каковы настроения профессионалов?
-- Посетив выставку в MITT 2010 в Москве, я могу отметить две вещи. Во-первых, в России про кризис уже не говорят и строят самые радужные планы на будущее. Во-вторых, к стенду Черногории трудно было пробиться на переговоры – около представительства постоянно находилась очередь из агентств, желающих работать на направлении. Исходя из этих фактов, я делаю следующий вывод: с какими бы результатами ни закончился этот год в реальности, но российская и в целом постсоветская туриндустрия подходит к сезону с надеждами и верой в успех, а не с жалобами, как это было год назад. И это не может не радовать.
-- Под занавес прошлого сезона был большой переполох по поводу черногорских виз для белорусов. Визу то вводили, то отменяли. Какие прогнозы на этот и, возможно, следующий сезоны?
-- Вопрос весьма щекотливый и по большой части – политический. Будем надеяться, что как минимум в этом сезоне въезд граждан Беларуси в Черногорию будет безвизовым.