https://www.traditionrolex.com/8
<p>Каждые выходные Арвидас Янонис со своими друзьями приходит в Старый город рисовать. Они, студенты Вильнюсской художественной академии, – уличные художники. Но их увлечение далеко не академично. Они рисуют не на холстах, а на фасадах зданий. Не портреты отдыхающих в парках, а граффити. И если для кого-то их творчество – экстремизм, то для них самих – настоящее искусство.</p>

Павел ДОБРОВОЛЬСКИЙ, фото автора

Каждые выходные Арвидас Янонис со своими друзьями приходит в Старый город рисовать. Они, студенты Вильнюсской художественной академии, – уличные художники. Но их увлечение далеко не академично. Они рисуют не на холстах, а на фасадах зданий. Не портреты отдыхающих в парках, а граффити. И если для кого-то их творчество – экстремизм, то для них самих – настоящее искусство.

С Арвидасом мы познакомились случайно. Он с ребятами уже заканчивал свое граффити на Ошмянской улице, недалеко от Ратушной площади. И тут их заметила проходящая рядом семейная пара. Мужчина негодовал. Своими художествами эти «негодяи» изрядно портят ему нервы. Их кляксы – бельмо на глазу! Власти уже давно сложили руки и, устав бороться с уличными художниками, переложили ответственность на владельцев зданий. Может, у хозяев других забот хватает, но фактом является то, что весь Старый город исписан и со дворов, и с лица. И вот виновник пойман, чему я и стал свидетелем. Мужчина громко кричит по-литовски. Мое славянское ухо улавливает только несколько интернациональных слов, одно из которых «полиция». Парни, долго не думая, убежали. Остался только Арвидас. Он, студент столичного университета, будущий дипломированный художник, а вовсе не негодяй. Он не портит здания, а украшает их. Его искусство добавляет городу красок, скрывает серость новых построек в центре, где практически нет рекламных щитов, издали заметных витрин ярких цветов. Да и не надписи нецензурные оставляет он на стенах, а настоящие произведения искусства, каждое из которых что-то несет людям, заставляет думать. И за свои старания, за многодневную подготовку, за часы кропотливой работы он готов постоять. Мужчина остался при своем мнении, но он был поражен, с какими горящими глазами парень защищал свою работу, и, вежливо попросив «хотя бы на сегодня прекратить», пошел с супругой дальше. Эмоциональный диалог двух, по-своему любящих свой город жителей, на этот раз закончился миром…

Вильнюс

Мы не спеша прогуливались по прекрасным, сохранившим дух минувших столетий улочкам и беседовали про увлечение моего знакомого: «Город действительно сильно исписан, изрисован. И очень многое из этого я сам отношу к экстремизму: эти творения пошлы, аморальны, хамски. У некоторых авторов нет уважения к культурному наследию. Отсюда и стереотипное мнение. Большинство считают меня плохим парнем. Но моя рука никогда не поднимется на отреставрированное здание. Мы рисуем исключительно на ветхих постройках, куда еще реставраторы не дошли, а такого у нас хоть отбавляй.

Я был у вас в Беларуси. Исторические кварталы большей частью обновлены. Но… Быстро – не всегда хорошо. У нас никогда не позволят в старые дома вставлять евроокна, крыши покрывать новой кровлей, тем более невероятных цветов: то синих, то зеленых. Но в Вильнюсе другая проблема: он значительной частью находится в заброшенном состоянии, и обновление идет катастрофически медленно».

Налицо противоречие: Арвидас искренне любит свой город и уважает памятники истории, но в то же время рисует не на городском отшибе, а на самих памятниках. «Это один из немногих способов обратить внимание властей на эти здания. Ведь нельзя бесконечно латать их, закрашивая наши работы, замазывая трещины. Нам такое шикарное наследство перепало, но оно же требует ухода! Без вовремя предпринятых мер мы можем лишиться его части».

Моя знакомая, Яна – ярый противник граффити в Старом городе. Любого. Будь оно трижды красиво, да и в придачу несет какой-то посыл – оно ножом по сердцу для этих зданий в центре. Девушка переехала в Вильнюс из Минска три года назад, сразу по окончании факультета журналистики БГУ. Когда появилась возможность, долго не раздумывала. Вильнюс пленил ее сразу, когда она впервые приехала в этот город на экскурсию еще в школьную пору. Он сильно отличается от Минска. Маленький, уютный, не давит. Не устаешь от него. Ей до сих пор не приелись практически ежедневные прогулки по историческому центру в пять-шесть утра, когда его еще не заполоняют толпы туристов. Тогда она остается наедине с этим городом. И действительно проникается неповторимой атмосферой Старого города.

«Мода на street art пришла к нам не так давно, – рассказывает Яна. – Профессионально созданное граффити, несущее в себе некий смысл, куда лучше, чем действительно уродующие здания рисунки с хамской ноткой. Красивых граффити действительно стало много. Городские власти сначала закрашивали их, однако теперь этим практически никто не занимается. Но место им в спальных микрорайонах, в индустриальных кварталах, на заборах или заброшенных зданиях далеко от центра. Гулять по соседству с ними по старым улочкам неприятно. И дело не в яром противлении, а в их неуместности именно здесь, в нашем любимом Старом Вильнюсе!» 

https://www.traditionrolex.com/8